Оц бан къо – день, когда запрягают быка…
Все знают, что такое! Все любят Оц бан къо! Нет? Не все? Потому что не были в селении Гоор Шамильского района в день, когда запрягают быков – «Оц бан къо». Это праздник, и корни его в такой глубине веков, что исключают всякую возможность спорить, сомневаться в том, хорошо это или плохо исполнять языческий обряд. Что-то большее, чем наш мирок, наша узкая точка зрения, выводит сельчан в поле благодарить землю за все, что она дает.
Это один из самых любимых праздников здесь – праздник первой борозды. С раннего утра в ауле все на ногах, даже гости. Многие приехали издалека, многие – из Москвы, ближних городов Кавказа, из городов и селений республики. Родственники, друзья, друзья родственников, друзья друзей… Кто-то будет зрителем, кто-то исполнителем отведенной ему роли в будущем представлении, кто-то отвечает за антураж праздника, за техническое обеспечение – как в селении любят говорить – мероприятия. Все до мелочей продумали организаторы Оц бан къо-2018 Патимат и Магомед Нурмагомедовы. Муж и жена. Так что первым делом с утра празднично одетые сельчане стали стекаться к их дому. И это первое, что меня удивило: сельский праздник устроили, получается, сами сельчане, не орган местного самоуправления, не Дом культуры. Рассказывают, что еще на прошлом празднике Магомед объявил о своем намерении устроить следующий. Односельчане были только рады. Так что нынешний Оц бан вышел из ворот дома Нурмагомедовых.
– Мы весь год не только говорили об этом, продумывали всякие моменты, даже мелочи. Мы много работали, хлопот было выше головы, – говорит Патимат, жена Магомеда. – В последние месяцы в подготовку праздника включился и весь тухум, даже москвичи и родственники из других городов. Это так здорово! Праздник привлек домой, в родной аул и тех, кого сельчане не видели много лет.
Опущу праздничную суматоху, беготню, разговоры, а начну с момента, когда настала пора «наряжать» пахаря и быка. Как и в старину, на мужчину надели толстую шубу из овечьей шкуры – тимух, обувь из выделанной кожи и шапку из овчины. На быков повесили амулеты, украсили разноцветными лентами. Где-то я такое уже видела… Ну да, на индийских, египетских рисунках, да на многих. Ведь быки у всех народов, которые занимались земледелием, был самыми почитаемыми животными. Без них как вспахать землю? Были даже боги-быки. Какие же могучие, красивые животные! Сколько силы в них, какова стать! Правда, подходить к ним близко я бы никому из зрителей не советовала. И все-таки они дали нарядить себя, может, знали свою роль. А потом, после того, как имам села и жители прочитали молитву, все пошли к полю. И всю дорогу быков забрасывали конфетами, пшеницей: чтобы год был урожайным, говорят аульчане. И вот апофеоз праздника – прокладка первой борозды. В некоторых аулах Дагестана (например, в Балхаре) принято всячески мешать (шуточно) – кидаться комьями земли, навоза, остатками снега (если есть). Гоорскому же повезло: земляки не только не мешали землепашцу, а чем могли помогали, мужчины встали за плуг, а женщины подбадривали старинными народными песнями. Борозда получилась ровной, глубокой.
– Земля ведь живая, – говорят женщины. – Мы поем ей, и взамен она нам подарит хороший урожай. Наши бабушки и прабабушки так делали.
После ритуальной вспашки начинаются народные гулянья. Все пошли смотреть сначала бой быков. Это, как я поняла, любимое развлечение горцев. Если бы мне пришлось выбирать, я бы туда не сунулась – такое зрелище не для женщин, мне кажется. И страшно, и животных жалко.
Владельцы быков Максим и Мухамад выставили на бой быков невероятных размеров и такого же азарта, они прямо лезли в драку. В конце концов победил бык Максима.
– Не зря я его три года откармливал, – говорит довольный хозяин. – Во какой бихинчи вырос!
Потом были забеги среди детсадовцев, школьников и дальше по возрастам. Втянули в это шумное веселье и гостей, и туристов, специально приехавших на Оц бан. Победителей награждали традиционными горскими сладостями из теста, вручали грамоты участника праздника.
На площадке перед школой гоорцы устроили театрализованное представление: танцевали (я была впечатлена старинным гидатлинским танцем в исполнении малышей в национальных костюмах), разыгрывали инсценировки старинных обрядов, пели под аккомпанемент зурны и барабана.
Ближе к вечеру праздник переместился в дома, а потом и совсем затух. Завтра рано вставать и пахать уже взаправду. Ведь если весной хорошо не поработаешь, осенью ничего не соберешь, говорят гоорцы.