Купить PDF-версию
12:39 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
00:00 02.09.2014

От становления до новаторства

Преданная делу и профессии, известный в республике театровед Гулизар Султанова (на снимке) издала книгу-монографию «Дагестанская театральная режиссура», что сразу всколыхнуло театральную общественность, выдохнувшую единым разом: «Наконец-то!».

История дагестанской театральной режиссуры началась почти век назад, когда в республике появились национальные театры. Пути становления и развития дагестанской профессиональной режиссуры далеко не простые и гладкие. Но никто никогда не обращался к этой глобальной теме в национальном искусстве.  Не было специальных монографий и обобщающих статей, обзоров, посвященных деятельности режиссеров, и только Г.Султанова впервые в увидевшей свет книге рассматривает основные, наиболее значительные режиссерские работы дагестанских театров, впервые широкому читателю становятся известными имена почти всех режиссеров Дагестана, вписавших свою страницу в историю развития этой удивительной профессии. 
Автор предлагает портреты–миниатюры, очерковые зарисовки о деятелях загадочной для непосвященного человека специальности в искусстве театра, рассказывает о режиссерских приемах в народном творчестве, подробно останавливается на наиболее ярких примерах народной режиссуры, показывает первые шаги профессиональной работы над постановкой спектаклей, говорит о многогранном наследии – ставших классикой спектаклях Гамида Рустамова, Сервера Джетере, Павла Джапаридзе, Шуа Шейхова, Темирбулата Бейбулатова, Николая Синельникова и многих, многих других.
— Гулизар Ахмедовна пишет историю дагестанского театрального искусства, о людях, отдавших жизнь культуре. Она — живая энциклопедия, каждый творческий шаг режиссера, актеров она фиксирует, кропотливо наблюдает за процессом становления каждого режиссера, актера, как они развиваются. Земной поклон ей за это. Книга о режиссуре – это огромный труд исследователя, — делится своими впечатлениями о монографии  народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей Дагестана Айгум Айгумов. – Она чутко пишет и о молодых талантах, как бы говоря им: «Идите дальше. Не дайте упасть дагестанскому искусству». Я горд ее книгой. 
Несмотря на достаточный опыт и яркие творческие индивидуальности, работы таких мастеров режиссерского искусства Дагестана, как Багиш Айдаев, Ислам Казиев, Валерий Эфендиев, Мустафа Ибрагимов, Зубаил Хиясов, Скандарбек Тулпаров, Баймурза Мантаев, Аслан Магомедов, Геннадий Якунин, не получили должного внимания, изучения их деятельности.
— Гулизар Ахмедовна впервые рассказывает об их месте в дагестанском театральном искусстве, их вкладе в театральное дело, деликатно, тонко подходит к их творчеству, оставившему след в сценическом искусстве, — говорит Бадрижат Магомедгаджиева, заслуженный деятель искусств России. – Автор монографии никогда не была провинциальным критиком, она получила базовое образование в ленинградском вузе, внимательно следит за развитием театра, а потому со знанием дела, исследовательски анализирует работу создателей драматических спектаклей. К ее слову прислушиваются и корифеи театра, и молодые. 
В последние годы в семью мужской дагестанской режиссуры влились имена молодых женщин: Зульфия Умарова, Рабият Осаева, Диана Бижитуева – выпускницы Санкт-Петербургской академии театрального искусства, ГИТИСа, работающие интересно, никому не подражая. Главные их спектакли впереди, они, несомненно, скажут свое слово на сценах своих театров, — убеждена автор «Дагестанской театральной режиссуры».
— Книга Гулизар Султановой – учебник для всех нас, где сказано о своем отношении к театру. Она летописец театрального искусства, — коротко дает оценку режиссер Ислам Казиев, заслуженный деятель искусств России.
Актуальность книги, ее новизна заключены не только в научном изучении театра, но и в практической значимости. Анализ и обобщение путей развития дагестанской режиссуры помогут практикам не только увидеть то, что сделано, но и попытаться осмыслить, найти средства, способы постижения секретов профессионализма, а молодым – изучить опыт мастеров.   

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

8
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...