Поэты сказали своё слово
Хорошее дело всегда найдет свое продолжение. Идея руководителя семинара поэзии им. М. Ахмедова Магомеда Мусаева устроить поединок дагестанских поэтов захватила всех – удовольствие от поэтических батлов на сцене получают и участники конкурса, и жюри, и зрители. Наша газета подробно писала о состоявшемся летом прошлого года первом турнире поэтов и зимнем выступлении молодых творческих ребят, организованном по его следам.
Год назад Магомед не был уверен, вызовет ли интерес продолжение турнира, откликнутся ли новые авторы. Оказалось, что сомнения были напрасны: в этот раз заявок на участие поступило вдвое больше.
«В прошлом году у меня не было опыта, я не знал, как проводятся подобные соревнования, но сейчас дорога для меня уже была предопределена. Очень рад большой конкуренции, при этом, что главное, на втором турнире практически не было плохих стихов, плохих поэтов. Я даже не мог предположить, кто бы мог выйти в финал и победить. С нетерпением ждал решения жюри, интересно было, как проголосуют такие разные люди, ведь я старался сделать его состав максимально отличным и по возрасту, и по мировоззрению», – рассказывает организатор.
Будет ли третий турнир поэтов? Магомед хочет не только продолжить начатое, но и расширить географию как участников, так и жюри турнира. Всё упирается в финансы. Если удастся выиграть грант Главы республики, то это даст возможность пригласить в Дагестан поэтов Северо-Кавказского региона, увеличить призовой фонд.
В финальную часть на сцене Театра поэзии прошли 8 участников. Возраст от 18 до 40 лет. Лирики и бунтари, философы и мечтатели. Решением жюри победа досталась Сабине Ризвановой, пишущей под псевдонимом Серена. Ее глубокие стихи о любви, чувствах женщины, наполненные яркими образами, завоевали признание уже у достаточно широкого круга читателей, любителей поэзии. Сабина получила денежный сертификат и шеститомник Фазу Алиевой ( всем участникам подарили книги известной дагестанской поэтессы). Зарине Саидахмедовой и Таймазу Таймазову вручили книги от одного из букинистических магазинов города.
В социальной сети «ВКонтакте» на странице Театра поэзии два дня шло онлайн-голосование. По его итогам приз зрительских симпатий, книгу Расула Гамзатова, заслужил Магомедрасул Мусаев. Молодой поэт был также отмечен специальной литературной премией, учрежденной театром. Премия носит имя Гаджикурбана Расулова, который с первого года образования театра был бессменным его фотоисториком. Филолог по образованию и своему призванию, он чутко относился к слову и очень дорожил им. Вёл фотолетопись театра и всегда был причастен к литературному процессу в его стенах.
«Литературность» поэзии Магомедрасула Мусаева (поэтический псевдоним Морфей) отметил член жюри турнира, поэт и переводчик Фазир Джаферов. В последние годы он живет и работает в горах, вдали от Махачкалы, и потому ему было интересно погрузиться в поэтическую жизнь дагестанской столицы, интенсивность которой приятно удивила и порадовала. От турнира Фазир ждал прежде всего поиска талантов. Для себя он отметил творчество пока мало кому известной поэтессы Зарины Саидахмедовой. Она, как видит наш собеседник, тщательно работает со словом.
Пристального внимания, по мнению Джаферова, заслуживают и стихи Ахмеда Абдуллаева.
Трудно ли было судить на турнире? На этот вопрос Фазир отвечает так:
«Я воспринимаю стихи в первую очередь на бумаге, это чтение. Но иногда можно открыть что-то новое для себя, если чтец даёт какие-то мазки. В то же время, я думаю, что поэтам, читающим свои стихи со сцены, не стоит делать акцент на интонации. Главное – это слово. А ещё стихи – идея автора, то, с чем он идёт к людям, и эстетика, и его отношение к традициям. Причем не важно, следует ли автор поэтической традиции или, наоборот, противостоит ей. Ведь если идёт отрицание, значит, что-то застаивается, и хочется, чтобы это пришло в движение. Я рад, что в Дагестане пошел такой поток поэтической мысли. Единицам очень сложно, а когда есть конкуренция, это замечательно, это жизнь».
Алана Мусаева, финалиста турнира, конкуренция не пугает. Увидев состав участников, стихи многих из которых хорошо знает, он вовсе не испытал страха или волнения.
«Я подумал, что мы все идём как бы нога к ноге, – делится своими мыслями Алан. – Состав очень серьезный, это повод радоваться: у нас есть костяк людей, пишущих хорошо. Конечно, поединок – вроде как разрушение, но искусство – процесс созидательный».
Алан студент медакадемии, учится на 4-м курсе факультета стоматологии. Были какие-то опыты стихотворчества в школе, но сказать о себе, что пишет стихи, может, только оглядываясь на два последних года. Именно тогда, будучи второкурсником, проснувшись обычным утром, он вдруг понял, что строки буквально ложатся на бумагу. Потом случайно попал на семинар поэзии, и с тех пор всё закружилось-завертелось. У него уже есть изданный сборник стихов, правда, маленьким тиражом, однако есть уверенность, что стихи молодого поэта будут еще не раз опубликованы.
Идею издать сборник всех поэтов, подавших заявки на участие в турнире поэтов, высказала председатель Союза писателей РД, партнёр проекта, народный поэт Дагестана, переводчик Марина Ахмедова-Колюбакина. Она пообещала также взять на Союз писателей обязательство регулярно издавать произведения молодых поэтов республики. Марина Анатольевна отметила художественное мастерство участников поэтического поединка, возросший уровень языка, стилистику авторов.
«Подборка стихов этого года значительно глубже, серьезнее. Столько интересных новых имён, конкуренция усилилась. Вижу, что у ребят после каждого тура вырастают не кулаки, а крылья. Борьба была честной и открытой. Хочу поблагодарить каждого, ведь заниматься поэзией – это уже победа над временем и собой».
«Поэзию называют высшей формой существования языка, она как кардиограмма нашей жизни, существующего момента. Именно поэзия просчитывает время, как пилот самолёта просчитывает путь, чтобы мы все не разбились. Вы нешаблонно отражаете сегодняшний день, осмысливаете сложные пласты жизни. Вы вдохновляете своим творчеством себя и других», – обратился к ребятам член жюри, главный редактор журналов «Литературный Дагестан» и «Соколенок» Мурад Ахмедов.
Директор филиала Российского общества «Знание» в Республике Дагестан Элина Рашидова связывает будущее Дагестана с такими вот ребятами, которые своим творчеством могут поднять культуру нашей малой родины на более высокий уровень, а руководитель проекта «Декораторы жизни», заместитель регионального координатора движения «Волонтёры культуры» Тимурлан Темиров пообещал развивать творческие площадки Махачкалы, позволяющие людям самореализоваться, найти себя.
Соревновательный дух дагестанцев проявляется и в поэтическом творчестве, но словесная дуэль лишь усиливает интерес оппонентов друг к другу, не позволяя захватить сердца ничем другим, кроме как чувством здорового соперничества и искренним уважением к таланту коллег по поэтическому цеху.
Арсений Костюк – один из полуфиналистов. Ему всего 18, но, общаясь с ним, видишь уже сложившегося, думающего, размышляющего молодого человека со своим взглядом на жизнь. Он студент Московского университета им. Грибоедова, будущий пиар-менеджер.
Стихи пишет с 8 лет, однако, по его словам, «адекватные формы» они приобрели, когда молодому поэту было 12. Вот тогда и стал задумываться о жизни и даже немного философствовать. Одно из его любимых стихотворений тех лет – «Шахматы». Эта древняя игра может быть хорошей аллюзией на власть: король, которого все защищают, по сути сам мало на что способен и на поле боя беззащитен. Подобные мысли посещали 12-летнего поэта. А вот любовной лирики у Арсения почти нет, да он ее и не читает. Но, как нам кажется, это только пока не случилось триггера, как любят говорить сейчас в среде молодёжи.
Арсений к публичным выступлениями привык, он давно состоит в разных литературных объединениях Махачкалы, а в 2021 году занял второе место в поэтическом слэме издательства «СТиХи».
Идея турнира поэтов ему очень нравится. Вот только жаль, говорит Арсений, что из тура в тур из игры выбывали сильные, на его взгляд, поэты – Хизри Яхьяев, Магомедрасул Мусаев. Считает, что лучшим в этом году был Таймаз Таймазов из Дербента. При этом с уважением относится к творческим изысканиям победителя турнира, признавая несомненные достоинства лирики Серены.
«Мне показалось, что жюри, людям возрастным, более степенные стихи оказались ближе, чем взбалмошная, резкая лирика молодёжи. Если бы я стоял у руля турнира, то вернул бы возрастные ограничения для участников: мне кажется неправильным сравнивать лирику взрослого, много прожившего человека, со стихами 18-летних ребят. Уж слишком полярно разные эти стихи. И ещё я бы изменил концепцию зрительского голосования. Чтобы было объективно и справедливо, можно спросить зрителей в зале. Для этого есть масса современных технологий. Голосование в сетях часто необъективно и не даёт реальной картины».
Думается, что предложения будут полезны организаторам. Имеет смысл если не ограничить возраст участников, то установить две возрастные категории для соревнующихся. Чтобы поразмыслить над этим, время до следующего турнира есть, а то, что он состоится, сомнений нет. И пройдёт, конечно, на главной поэтической сцене республики.
Как сказала директор Театра поэзии Елена Гарунова, 9 лет существования Дома поэзии сыграли свою роль в формировании поэтической среды Дагестана.
«Тебе, поэзия, спасибо», – писал Расул Гамзатов, и мы все вторим этим замечательным словам.