Купить PDF-версию
10:27 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
08:04 14.10.2020

Посуда с историей

В углу комнаты стоял кувшин. Он был медный. Многое повидал этот кувшин на своем веку, а воды с него вытекло столько, что можно омыть весь аул несколько раз. Если бы он мог рассказать, как и когда появился на свет и сколько раз переходил из семьи в семью, то рассказал бы. Не о себе, а о людях, с которыми жил, которым служил. Но он уже так стар, что ничего не помнит. Теперь он экспонат. Музейный. И оттого еще ценнее, возраст – его главное достоинство.

Медная посуда по сравнению с керамической или деревянной была более надежной в быту и постепенно сменила керамическую, несмотря на то, что стоила гораздо дороже и изготовить ее было не так просто. Но так было не сразу, не каждая семья могла позволить себе посуду из меди.

С чего всё начиналось, изучили историки. Рассказывают, что состоятельные горцы, прежде всего феодальная знать, широко пользовались медной чеканной утварью и привозной фарфоровой и фаянсовой посудой. В бедных же семьях утварь состояла главным образом из деревянных и керамических предметов. В XIX веке в Дагестане появляются привозная посуда и другие предметы домашнего обихода. Помимо прочего, в обиходе были сосуды, изготовленные из желудков мелкого рогатого скота или из кишок крупного рогатого скота.

Историк Б. Алимова писала, что, кроме долбленной деревянной утвари, встречалась еще и бондарная утварь, которую набирали из узких, длинных, тщательно выструганных дощечек-клепок, которые плотно пригонялись друг к другу, облегая круглое дно, и стягивались вверху и внизу обручами. Таким образом, делали бочонки, подойники. Из деревянной утвари встречались долбленные корыта, которые использовались для стирки белья, кормления птицы и скота; в них содержали и другие продукты. Некоторая посуда была украшена орнаментами, различными символами.

Известными центрами по производству керамической посуды в Дагестане являются Балхар и Сулевкент. Изготавливались водоносные сосуды, кувшины для умывания, маслобойные, для засолки брынзы, для зерна, для молочных продуктов и значительно меньше столовая керамика – блюда, миски, кружки.

Историк М. Маммаев в одном из научных трудов писал, что «в Сулевкенте еще в эпоху средневековья было известно производство глазурованной керамической посуды, и объяснялось это влиянием Дербента, так как село находилось недалеко от Дербента, где в IX-XIII вв. и в последующие периоды высокого уровня достигли производство художественной поливной керамики, техника и технология выделки, которую рано освоили сулевкентские мастера-гончары. Изготовление в Сулевкенте обычной неглазурованной керамики имеет древние корни, судя по характерной для него посуде – чашам, кувшинам, мискам, хумам, маслобойкам и особенностям их декоративной отделки».

А Кубачи славилось мастерами медно-чеканного дела и других видов металлообработки. По сведениям историка А. Магомедова, в Кубачи еще в средние века занимались литьем котлов и светильников. В открытых источниках говорится, что узор кубачинского подноса XVIII в. представлял собой «крутящийся» солярный знак с рельефно-выступающими элементами узорами, равномерно заполняющими края изделия.  В XIX-XX веках подносы начали украшать гравированным растительным орнаментом.

Изготовлением медно-чеканной посуды прославились и аварские селения Гоцатль, Ичичали, были известны мастера в селах Гагатль, Корода, Чох, Согратль, Тлейсерух, Кумух, Табахлу, Мукар, Хури, Кунди, Вильтах, Тулизма, Хурукра, Цовкра, Чара, Унчукатль. Изготовлением медной посуды в начале XIX в. занимались в Нижнем Казанище и Каякенте.

Так в Дагестане появлялись подносы, сковородки, тазы, дуршлаги, блюда, подойники, котлы, кувшины и ковшики и много того, без чего невозможно было обойтись в быту.

– В прошлом посуда и утварь были менее разнообразны, но при этом некоторые предметы были связаны со сложной символикой, в частности солонки, отличающиеся оригинальной резьбой,– рассказывает историк Карина Басирова. – Необходимо отметить роль подносов из дерева и меди у горцев Дагестана, которые часто заменяли столики. Состоятельные горцы имели стеклянную, хрустальную, фарфоровую посуду. Особым предметом роскоши считались приборы из серебра и золота. Столовую посуду, богато орнаментированную, ставили на самое видное место.

Статьи из «Культура»

Творческие пересечения

6
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

Сумасшедшая любовь литературного гения

1501
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со...

Классный праздник!

5
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

32
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

25
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

57
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

33
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

104
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

33
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

118
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

28
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

54
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...