Случайное знакомство с последней женой Сергея Есенина
Всякое происходит в жизни человека: и печальное, и радостное, и неожиданное. В 1994 году у меня произошла совершенно случайная встреча с последней гражданской женой Сергея Есенина, переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин (на снимке). Она родилась в 1900 году и умерла в возрасте 98 лет.
В 1994 году я поехал в Москву поступать в Литературный институт. С собой привез 15 рассказов, чтобы представить их на творческий конкурс. В приемной комиссии отобрали 10.
Я не без интереса спросил:
– А может, всё возьмете?
Пожилая худая женщина, которую я невольно сравнил с высохшей веткой, не очень вежливо процедила:
– Много не требуется. Достаточно около 70 страниц…
Когда вышел на улицу, то увидел, как во двор Литинститута мужчина средних лет аккуратно вкатил инвалидную коляску. С ним был еще кто-то. В коляске находилась маленькая сухонькая старушка, которая смотрела прямо перед собой в какой-то грустной задумчивости. В это время на крыльце находились несколько человек (это были преподаватели института), и один из них громко произнес:
– Ба, да это же Надежда Давыдовна Вольпин!
– А кто это? – спросил я.
Мне объяснили:
– Последняя гражданская жена Сергея Есенина.
Услышав такое, я невольно переспросил:
– Вы это серьёзно?
Один из преподавателей смерил меня недоверчивым взглядом и строго кивнул:
– Серьёзнее не бывает.
И это вдруг подстегнуло меня. Не надеясь на удачу, я всё-таки подошел близко к коляске и сказал Надежде Давыдовне:
– Здравствуйте. Я приехал поступать в институт. Может быть, расскажете хоть немного о вашей жизни с Есениным?
Воцарилась напряженная пауза. Пытаясь её сгладить, я добавил:
– Если вам не трудно…
Сам мысленно подумал, что вряд ли захочет эта миловидная старушка что-то рассказывать незнакомому молодому человеку о своей жизни с легендарным поэтом. Но вдруг услышал иное:
– Но если вам очень надо…
– Конечно, – взволнованно ответил я.
– Хорошо. Через десять дней буду здесь опять по делу. Приходите, расскажу вам немного о Есенине.
Все десять дней я словно парил над землёй. Был вне себя от предвкушения встречи.
В тот знаменательный день Надежду Давыдовну привезли на «Волге». Она шла уже своим ходом, но очень медленно. Ее бережно поддерживали под руки водитель и еще одна пожилая женщина (оказалось, супруга ее сына). Целый час она пробыла в архивном отделе, а я дожидался в коридоре. Наконец она появилась с какой-то папкой в руке и кивнула мне. Мы уединились в свободной аудитории, чтобы никто не мешал.
Я стал расспрашивать в основном о Есенине и его друге Мариенгофе (собирался писать книгу о них). Надежда Вольпин охотно делилась:
– Знаете, у них была немного странная дружба.
– В чём это выражалось?
– Они были очень разные по характеру. Поэтому нередко ссорились, но, правда, быстро мирились. В милицию попадали несколько раз. Были взбалмошными и хулиганистыми. Часто Сергей и Анатолий спорили с Маяковским и, кажется, получали от этого удовольствие. Также хулиганил их друг, поэт Вадим Шершеневич. Любил остро пошутить, а иногда даже грубо посмеяться над кем-нибудь.
– А вы любили Есенина?
Она скупо улыбнулась.
– Да. Но сам он, кажется, больше всех любил актрису Августу Миклашевскую. А еще у него была в любовницах библиотекарша Екатерина Эйгес, которая тоже писала стихи и была старше его на пять лет. Ему всегда нравились красивые женщины, а я красавицей никогда не была. Даже в молодости. И это немного меня огорчало.
– Кажется, все его женщины были старше его?
– Кроме меня и Софьи Толстой. С Айседорой Дункан у них разница была 18 лет.
– По воспоминаниям друзей Есенина я знаю, что он очень любил также актрису Зинаиду Райх?
Надежда Вольпин чуть нахмурилась и насупила брови.
– Не надо верить всему, что пишут о Есенине. Конечно, Райх была красивой, но Августа Миклашевская была красивее. Её он любил больше. В неё, кстати, были влюблены многие мужчины, а она любила только известного танцора Льва Лащилина. Была его любовницей. От него и родила сына Игоря, будущего чемпиона по боксу. Жена Лащилина пришла как-то зимой в 1918 году разбираться к Миклашевской и после короткой перебранки вынула из-под куртки маленький браунинг и два раза выстрелила в Миклашевскую. Потом бросила браунинг и убежала. Спасло актрису только то, что ее быстро доставили в ближайшую больницу. Жену Лащилина не судили только благодаря его большим связям.
– Вы ведь родили сына от Есенина?
– Да. Он родился в 1924 году в Ленинграде. Есенин его видел только один раз. Зовут сына Александр, он по профессии математик, доктор наук. Живет в Америке, но часто приезжает в гости.
– Как вы думаете, а Миклашевская любила Есенина?
– Нет. Вот это и огорчало Сергея Александровича. Но сердцу не прикажешь…
Надежда Давыдовна замолчала, но только на несколько секунд. Потом снова стала увлечённо рассказывать. Беседовали мы около трех часов. Время пролетело незаметно.
Вот такая совершенно случайная и интересная встреча произошла с бывшей гражданской женой Есенина.
А о дружбе и вражде Есенина и Мариенгофа я всё-таки написал. Завершил работу в 2021 году. Повесть опубликована, но пока только в электронном виде.