Труд одного мастера
После такого начала можно предположить, что материал будет о музыканте или педагоге музыкальной школы. Но нет. Расскажем о том, как в перерывах между работой в оркестре и педагогической деятельностью отдыхает наша героиня Ольга Данилюк. Для себя она нашла интересное хобби – шьет авторские текстильные куклы. К слову, своим ученикам за успехи в учебе она также дарит сшитые ею игрушки. И неважно, какого возраста ребёнок.
– Как вошло в вашу жизнь это хобби?
– Куклы – моё увлечение последних пяти лет. Рукоделием же я увлекалась всегда. Ну, просто не помню себя со свободными руками. С раннего детства это было шитьё для пупсиков. Почему-то меня не привлекали большие куклы, а нравилось заморочиться мелочью. И этот период затянулся так, что моей маме, которая была с нами очень строга, пришлось просто запретить мне это увлечение. Она посчитала, что 12-летней девочке хватит играть в куклы.
И тут же я увлеклась вязанием. Мама, очень хорошо вязавшая спицами, научила всем премудростям. Потом была вышивка. И вот уже пять лет я увлечена игрушками. Если говорить именно о куклах, то они заняли своё место в моём сердце два года назад. Моя первая куколка, которую я создавала, можно сказать, вслепую, «живёт» у сестры. Марина очень трепетно относится к моим работам и хранит их.
– Где-то учились созданию авторской куклы или вы самоучка?
– Благодаря техническим возможностям Интернета теперь научиться любому ремеслу можно, не выходя из дома. Так учусь и я. Конечно, хотелось бы иметь возможность участия в живых мастер-классах, но, к сожалению, у нас эта сфера ещё не получила должного развития. Кстати, я вынашиваю мысль о своём авторском мастер-классе. Знаний накопилось достаточно, есть и свои находки и приёмы, которыми хочется поделиться.
– Расскажите немного о процессе работы над куклой. Как вы создаете ее образ или это происходит само собой, без предварительной задумки, эскиза?
– Моё представление о кукле несколько старомодно – мне нравятся куклы-барышни, гимназистки. Но нет-нет появляются и современные девчонки. И тогда это просто отчаянные штучки. Вот такие крайности в образах моих кукол. Если говорить о процессе создания, то, знаете, часто бывает так, что вначале просто рождается модель платья. Да, удивительно, но это так. Ведь наряд куклы – это чуть ли не главная составляющая образа. Создание же лица куклы – это вообще загадочный процесс. Ты планируешь, представляешь одно лицо, но чаще всего куколка рождается совсем другая. Не хуже, не лучше, а другая. И я всегда с замиранием жду, какая же получится куколка. Вот как-то так.
– Можно ли увидеть ваши куклы на выставках или в частных коллекциях?
– Да, я принимаю участие в выставочных проектах, посвященных куклам. Но, увы, их у нас проводится немного. Одна из первых таких масштабных выставок – знаменитый «Куклоград», проводившийся по инициативе так рано ушедшей от нас журналистки Мадины Манасовой. Это был замечательный проект, дававший возможность всем, кто увлекается созданием авторских кукол, явить свои труды обществу. Последняя же выставка, в которой я представила свое творчество, – проект «В волшебном мире кукольного жанра», проходившая в Театре кукол. Увы, из-за пандемии выставка длилась недолго.
– На кого рассчитаны ваши куклы – на детей или все же взрослых?
– Куклы бывают разными. Есть исключительно коллекционные, которые должны находиться сугубо за стеклом. Это в первую очередь лепные куклы в фантазийных нарядах и позах. Они, безусловно, хрупки и никак не предназначены для игры. Это отчасти куколки текстильной скульптуры. Но они могут быть иногда в ручках ребёнка, занимать своё место в интерьере детской – на полке ли, на столе ли, на заправленной детской кроватке.
Мои куклы более функциональны. Они и интерьерные, и игровые. Сшиты из хлопка. Одежда тоже из хлопка. Причём её можно снимать и стирать. Тело кукол я непременно покрываю специальным лаком, который препятствует её загрязнению и хорошо закрепляет роспись лица. Волосы моих малышек из шерсти козы. Они невероятно мягкие, их можно расчёсывать и даже бережно мыть.
Текстильная кукла не имеет возрастных ограничений. Я часто пользуюсь своим творчеством для дарения. И моим куклам радуются и девочки, и девушки, и женщины.
В наше время очень трудно людей чем-то удивить. Если вы хотите подарком попасть в цель, подарите работу, сделанную своими руками, и не ошибётесь. Для ребёнка она, возможно, станет любимой игрушкой и будет с ним всё детство, потом, спустя годы, тем приветом из прошлого, который будет согревать теплом самых приятных воспоминаний.
– Авторские куклы с каждым годом набирают всё большую популярность. Чем, по вашему мнению, вызван интерес публики?
– Да, популярность текстильной куклы растёт, как в целом и тяга к рукодельному творчеству. Развиваются многие направления. Причём в отдельных регионах эта сфера жизни стимулируется даже администрациями муниципалитетов: организуются большие ярмарки, выставки-продажи, СМИ регулярно рассказывают о творчестве не только мастеров национальных ремёсел, но и знакомят зрителей и читателей именно с мастерами-кукольниками. И у нас есть немало прекрасных мастеров. Им надо помогать, наши люди должны видеть примеры творчески увлеченных дагестанцев.
Еще возвращаясь к вашему вопросу, хочу добавить – какой бы ни была кукла фирменной и красивой, но она никогда не сравнится с текстильной. Для меня это так. Текстилька – это не конвейер, это душа и труд одного мастера. Это его любовь, творческий пыл и игра фантазии. Это его представление о гармонии мира и человека. Это тепло его рук, это исколотые пальцы, когда ушко иголки попадает всё время в одну точку, а ты, ойкнув, продолжаешь шить и радоваться этой возможности. И это лёгкое опустошение после каждой куколки. Я сама очень люблю коллекционировать авторские куклы. Старые немецкие, новые испанские. Всякие. А два года назад я была в Тбилиси и на Блошином рынке купила винтажную французскую куколку. Купила очень недорого, потому что у неё были растянуты резинки, крепящие ручки и ножки. Мне её с лёгкостью починил легендарный каспийский часовщик Абдулла Магомедов. К слову, он также работает с балхарской глиной и создает из нее такие замечательные композиции, которым бы впору быть частью музейных экспозиций.
– Ну и напоследок поделитесь своими планами на будущее.
– Сейчас я шью куколки с рисованными личиками. Но моя мечта – куклы скульптурного текстиля. Это когда на хлопковой основе головы куклы набиваются шерстью части лица. Потом голова обтягивается трикотажем, делается утяжка поверх него, прорисовываются черты лица и если всё получилось, то вы держите в руках сокровище, с которым не сравнится никакая фирменная кукла!
– Желаем вам успехов в воплощении задуманного и творческого вдохновения.
– Спасибо. И вам всего самого доброго.