Второе рождение древнего ремесла
В древности у всех народов мира стихийные бедствия, болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на лицо, тело, одежду. Эти узоры считались оберегом. Таким оберегом являлся и орнамент на одежде горцев Дагестана, который, чтобы не стирался, наносили нитками с помощью обычной швейной иглы. Сначала узор был оберегом, а потом – украшением, характерным для культуры дагестанцев.
В кайтагской вышивке каждый узор имеет свое значение. «Есть символы, способствующие зачатию ребёнка, свадьбе, наносили соответствующий узор на покрывало умершему. Их нельзя смешивать», – рассказывает мастерица-рукодельница, заслуженный работник культуры республики, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» Зубайдат Гасанова (на снимке).
Кайтагская вышивка способствовала развитию целой отрасли – разведению шелкопряда. Шелковые нити мастерицы сами пряли и красили подручными средствами: растениями, корой деревьев.
Вышивку выполняли натуральным шёлком разного качества и блеска на домотканой хлопчато-бумажной или льняной ткани. Вышивали односторонней гладью «в прикреп», используя гладкие, стелющиеся стежки. Техника эта не применялась больше нигде на Кавказе. А для самых роскошных узоров использовали золотые и серебряные нити. Красивые шёлковые узоры покорили Париж, Лондон, Рим, Нью-Йорк, Стамбул, куда с товарами ездили наши купцы. Наиболее яркие, редкие своим узором работы кайтагских мастериц скупали коллекционеры по всему миру.
Но как-то так случилось, что настал период забвения вышивки, её технология была утрачена. И интерес к нашему древнему ремеслу англичанина, издавшего книгу-альбом о кайтагской вышивке, «заставил» мастериц Кайтага взяться за иглу. «Я стала изучать секреты старинного рукоделия, выясняла у бабушек, знавших тайны уникальной техники, как и чем наносить на ткань древние узоры и что они обозначают», – рассказывает инициатор возрождения этого искусства Зубайдат Гасанова.
Сегодня уже каждая вышивальщица имеет более десяти учениц, практически в каждом селе района есть по две мастерицы, которые дают уникальные уроки рукоделия девочкам. За возрождение вышивки, создание интереснейших экземпляров ручной работы, содержащих в орнаментах древнейшую символику, Зубайдат Гасанова получила признание и множество наград: почетные грамоты Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Республики Дагестан, дипломы министерств культуры, туризма и народных художественных промыслов РД; грант Президента Республики Дагестан; два года подряд она была лидером Всероссийского конкурса «Культурная мозаика» на грант благотворительного фонда Тимченко. Недавно Зубайдат стала финалисткой Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Руками женщины».
«Мы, восстановившие старинное искусство вышивки, занимаемся не только возрождением нашего древнего ремесла, но и приобщаем кайтагцев к ценностям национальной культуры и организации досуга. В центре «Кайтаги» в рамках творческой лаборатории «Золотых рук мастерство» проходят встречи с желающими овладеть промыслами, методами вышивки, мастер-классы по технике и символике орнаментов, ведется большая работа по включению кайтагской вышивки в национальные и даже современные костюмы модниц», – не без гордости отмечает Зубайдат.
Сегодня можно по праву считать, что древнее ремесло Кайтага – уникальное явление в современном народном декоративно-прикладном искусстве, секреты которого были утрачены, но благодаря патриотическому энтузиазму мастериц оно переживает второе рождение.