Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене
Спектакль «Мой бедный Марат» по одноименной пьесе Алексея Арбузова ставили по всему миру. В 1967 году лондонские критики назвали ее пьесой года, и в течение двух лет она шла в 30 английских театрах. На родине автора, в Советском Союзе, пьеса также имела большой успех, спектакли по ней не сходили со сцены.
Режиссеры-мэтры Анатолий Эфрос, Леонид Хейфец, Игорь Владимиров выстраивали свои концепции и ставили постановки по Арбузову. Первые актеры-исполнители: Александр Збруев, Ольга Яковлева, Лев Круглый, Андрей Майоров, Дмитрий Барков, Геннадий Крынкин, Алиса Фрейндлих… Сегодня история трех одиноких сердец – Марата, Лики и Леонидика, нашедших друг друга в блокадном Ленинграде, продолжает привлекать внимание режиссеров. Можно без преувеличения сказать, что это одна из самых востребованных современным театром пьес о войне.
Дагестанскому зрителю знаменитое произведение в знаковый для всей страны год 80-летия снятия блокады Ленинграда представил Лакский музыкально-драматический театр им. Э. Капиева. Постановка молодого режиссера Руслана Ларина не отходит от классического сюжета, не переворачивает пьесу с ног на голову, чтобы удивить или шокировать зрителя. Главная цель – рассказать историю людей, которые обретают друг друга в годы войны, и о том, как любовь и дружба трех сердец может перерасти в сложный и противоречивый клубок страстей.
В центре внимания непростая общая судьба трёх героев – Марата, Лики и Леонидика. Они встретились совсем юными в блокадном Ленинграде. Лика, несмотря на все тяготы, светится оптимизмом и сохранила в себе детскость, становится по-настоящему близким и родным человеком для Марата. Он понимает, что любит ее. А вскоре в заброшенной квартире появляется Леонидик. Марат и Лика спасли его, выходили, и он становится их общим другом. Однако постепенно дружба перерастает в нечто большее – в сложный треугольник. Марат любит Лику и не может ей в этом признаться. Лика тоже любит Марата, но не слышит от него заветных слов. Леонидик понимает, что сердце Лики занято, и тем не менее тоже безумно любит ее, потому готов на всё, чтобы она была с ним.
А далее фрагменты разных периодов жизни переходят один в другой. Юность и первая любовь в блокадном Ленинграде сменяются на послевоенные годы. Лика, не дождавшись определенности от Марата, вышла замуж за Леонидика. Стала врачом. Леонидик – поэт, который лучшие свои стихи пишет «в стол». Марат – Герой Советского Союза, он уехал строить мосты по всей стране, чтобы забыть о своем чувстве и не мешать Леонидику и Лике. Развязка сюжета случается спустя 17 лет в канун нового 1960 года, когда наконец любовь побеждает чувство долга, а герои понимают, что не стоило бояться быть счастливыми. Получится ли у них, смогут ли Марат и Лика, потерявшие столько лет жизни, глуша свои чувства, реанимировать любовь и быть по-настоящему счастливыми? Вопрос открытый. На него не дает ответа Арбузов. Не видится ответа и в спектакле. Зрителю есть над чем поразмыслить.
Стержневым персонажем спектакля можно без преувеличения назвать Лику (актриса Джамиля Закарьяева). На ней всё завязано, и потому больше всего внимания приковано к Лике. Она проходит путь от шестнадцатилетней девчушки до зрелой сорокалетней женщины. Именно через нее зрителю предоставляют возможность поразмыслить над таким явлением, как любовь-жалость. Жалость к Леонидику заняла в сердце Лики место, предназначенное для любви. Она отказалась от своего личного счастья, считая, что так будет лучше для всех. Как итог, некогда веселая, разговорчивая, где-то игривая, нежная девушка к концу спектакля уставшая женщина, опекающая своего инфантильного мужа и забывшая, что когда-то могла любить. Любовь-жалость искалечила ее.
– Я сразу же полюбила свою героиню. Она такая искренняя, оптимистичная и даже озорная. Не перестает верить в хорошее. Но по мере того, как Лика взрослела, она угасала. Не дождавшись определенности от Марата, решила остаться с Леонидиком, став для него опорой и смыслом жизни, и вместе с тем перестала радоваться жизни сама. Прожить и передать это зрителю для меня было очень важно. Благодарна режиссеру за то, что дал возможность сыграть в этой замечательной постановке. Тема Великой Отечественной войны всегда меня волновала, а благодаря этой роли я смогла прочувствовать жизнь людей, которым довелось в многолетней оккупации быть на грани жизни и смерти. Это бесценный опыт для меня, – рассказала Джамиля.
Пьеса сложная, неоднозначная, в ней каждый герой прав и неправ по-своему. Невозможно четко обозначить, что вот это черное, а это белое. Потому завершение не могло быть в духе безусловного хеппи-энда.
Руслан Ларин считает, что пьеса Алексея Арбузова тем и привлекает внимание постановщиков на протяжении не одного десятилетия, что в ней поднята не просто тема войны. Более того, ужасы ленинградской блокады не реанимируются на сцене. В центре внимания – люди и глубокие чувства, зародившиеся между ними. А это универсальная история на все времена.
– Мое первое знакомство с этим произведением произошло несколько лет назад, когда я, будучи студентом ГИТИСа, ставил по данной пьесе фрагмент для самостоятельной работы, – поделился после премьерного показа постановки режиссер. – С тех пор автор запал в душу и укрепилось желание создать полноценный спектакль уже на большой сцене. Я благодарен руководству театра, что дали мне возможность реализовать творческую мечту. Для меня было важно показать людей, которые жили, созидали, чувствовали в то непростое военное и послевоенное время. Они отличаются от нас. В войну с ее лишениями они сохраняли в себе человечность, ценили жизнь. Герои на многие годы потеряли счастье, и это тоже следствие того, что Марат, Леонидик и Лика поставили долг дружбы выше собственных чувств. Мы не можем их в этом обвинять. То, через что они вместе прошли, диктует им такое поведение, когда каждый готов жертвовать своим личным ради другого. Удалось ли нам донести всю глубину этого произведения до зрителя? Не берусь ответить на этот вопрос, потому что не мне об этом судить. Доволен ли я как режиссер своей работой? Не могу однозначно сказать «да». Я всегда самокритичен. Понимаю, что еще есть над чем работать, и, безусловно, вместе с актерами будем дорабатывать определенные моменты. Чем больше будет обкатан спектакль, тем ярче он зазвучит. Мы приложим для этого все силы.
Главный режиссер Лакского театра Аслан Магомедов соглашается с тем, что постановка требует доработки.
– Это сложный материал, требующий въедливости, кропотливости, глубокого понимания внутреннего мира каждого из трех героев. Но режиссеру удалось нащупать стержень. Конечно, есть какие-то шероховатости. Где-то, на мой взгляд, нужно добавить оценок, где-то накала. Ведь это спектакль, строящийся именно на диалогах, и они должны быть отработаны на максимуме. Ну а в целом пьеса, скажем так, схвачена. В последующем, когда постановка будет обкатана, она зазвучит еще выразительнее, – поделился своим мнением Аслан Садикович.
– Очень трогательный, неоднозначный спектакль. По-своему жалко каждого героя. Они запутались в чувствах и вышли из этого лабиринта спустя много лет. За эти годы забыли, что значит быть счастливыми, и в конце даже кажется, что они боятся этого счастья, потому что не знают, что это. Такая психологическая драма, как мне кажется, актуальна во все времена, – делится впечатлениями одна из первых зрительниц Заира Алиева.
Здесь нет однозначных трактовок. Сложный спектакль, в котором поднимаются сложные вопросы. Он заставляет думать, размышлять…