Купить PDF-версию
20:32 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
00:00 19.09.2014

Заработаем сами на свое обучение

0

Издавна для приобретения рабочей профессии подростка определяли к мастеру, который строил процесс обучения по принципу: от простого к сложному. Процесс производственного обучения учащихся в ПТУ должен строиться по тому же методу с использованием производительного труда.

Хотел бы представить две альтернативные модели организации процесса профессионального образования учащихся за счёт госбюджета и по принципу самоокупаемости, осуществляемые в разный период деятельности системы профтехобразования г.Баку.

В системе подготовки рабочих кадров с началом экономических реформ, переходом к рыночной экономике в НПО здесь стали внедряться хозрасчётные отношения, создаваться предприятия со статусом юридического лица, которые стали деловыми партнерами училищ в совместной организации процесса профессионального образования учащихся. Предприятия обеспечивали училища заказами, материалами, сырьём для изготовления учащимися изделий, разрабатывали техническую документацию на эти изделия, реализовывали изготовляемую продукцию в созданных хозрасчётных магазинах, кафе, домах одежды и др.

Для налаживания отношений между профтехучилищами и хозрасчетными предприятиями возникла потребность в создании менеджерской службы, которой и стало корпоративное сообщество профтехучилищ и хозрасчётных предприятий. Объединение способствовало расширению в училищах объёма изготовляемой учащимися в процессе производственного обучения продукции, ускоряло освоение ими учебной программы, овладение рабочей профессии.

Профтехучилища зарабатывали, и их бюджет  формировался наряду с госбюджетными средствами и за счет получаемых доходов, особенно  от производственной деятельности. Это позволяло оплачивать труд учащихся в период обучения, выдавать инженерно-педагогическим работникам надбавки к зарплате, укреплять материально-техническую базу. Под руководством инженерно-педагогических работников создавались, реконструировались, ремонтировались учебные кабинеты, мастерские и другие объекты профессионально-технического образования.

Производственная деятельность учащихся проводилась на принципах самоокупаемости и хозрасчёта, и около 40% стоимости закупаемого для профтехшколы оборудования оплачивалось за счет доходов, получаемых от этой деятельности. Созданная материально-техническая база многих училищ позволяла  осуществлять весь  цикл производственного обучения учащихся в своих стенах.

После ухода в небытие базовых предприятий были налажены новые экономически взаимовыгодные отношения с предприятиями-работодателями. На базе учебных мастерских училищ стали функционировать  филиалы предприятий (бизнес-структур), где по их заказам учащимися изготовлялась продукция, куда они для выполнения своих заказов  поставляли материалы, оборудование, тем самым брали на себя часть затрачиваемых на производственное обучение учащихся средств. Они влияли на подготовку рабочих кадров и  решали вопросы трудоустройства части выпускников на своих  предприятиях. Система подготовки рабочих кадров пошла по пути создания учебно-производственных объединений, введения в отрасли хозрасчётных отношений.

В принятом в тот период «Временном положении о профессионально-техническом училище» отмечалось: «Профессионально-технические училища могут в кооперации с другими учебными заведениями, предприятиями создать учебно-производственные, учебно-торгово-производственные фирмы и объединения, другие формы трудовых ассоциаций учащихся и работников».

Таким образом, было подтверждено, что важнейшим средством профессиональной подготовки будущих рабочих на всех этапах их обучения является производительный труд, а потому для этого профтехучилища могут объединяться и создавать проф­теховские мини-заводы, мини-фабрики, ателье, парикмахерские, кафе, столовые, другие объекты по производству товарной продукции, оказанию услуг населению. В тот период в 20 регионах страны были созданы  учебно-производственные объединения. Это было обусловлено реальными возможностями поэтапного и безболезненного перехода системы подготовки рабочих кадров к рыночным отношениям.

На современном этапе состояния системы профтехобразования создать условия для подготовки рабочих кадров, востребованных рынком труда, могут лишь местные исполнительные власти регионов, преобразовав её в учебно-производственное объединение профтехобразования, что и происходит. Рыночный уклад открыл дорогу к созданию в системе профтех­образования хозрасчетных предприятий со статусом юридического лица, с печатью и собственным банковским счетом. И это целесообразно начать с совместного учреждения однопрофильными профтехучилищами хозрасчётных межотраслевых учебно-производственных фирм, которые будут обеспечивать профтехучилища заказами на изготовление учащимися изделий в учебных мастерских, открытие хозрасчётного центра  разработки технической документации на изготовляемые  учащимися изделия, а также хозрасчётных объектов для реализации этой продукции. Далее должны быть созданы и задействованы  на базе учебных мастерских профтех­училищ учрежденные их коллективами учебно-производственные фирмы, хозрасчетные мастерские, а также филиалы предприятий, для которых подготавливаются рабочие кадры. Объединение станет налаживать отношения между профтехучилищами и хозрасчетными предприятиями, контролировать весь учебный процесс и в первую очередь процесс профессионального образования учащихся, который будет осуществляться на принципах самоокупаемости и хозрасчёта.

При рыночной экономике это единственная, безальтернативная структура,  способная взять на себя организацию в своих стенах всего процесса профессионального образования учащихся.

Рафик Алиев

Главные новости