Купить PDF-версию
05:47 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
05:30 23.05.2008

Будущее образования

На заре XX века советская власть создавала в Дагестане новую массовую светскую школу. Сотни тысяч детей и взрослых впервые сели за парту. Школа была той первой ступенькой, оттолкнувшись от которой советский человек должен был устремиться вверх - к истинной свободе, к звездам, к новой жизни... За двадцать лет советской власти удалось вырастить целые поколения образованных, интеллигентных, просто - грамотных людей, восприимчивых к новейшим достижениям науки и техники. За двадцать лет постсоветских реформ ничего принципиально нового в образовании создано не было.

ШКОЛЬНЫЙ ТУПИК

Моя школа. Как часто, выйдя из твоих стен, видел я тебя, как часто проходил и проезжал мимо, так и не решившись заглянуть внутрь! Какой бесконечно большой ты казалась раньше, когда на перемене я бежал за ватрушкой в другой, новый, твой корпус. Какой маленькой и жалкой кажешься сейчас — посреди быстрорастущей шумной Махачкалы.

Как многое в этой жизни определяется школой! Только теперь, спустя многие годы, со всей остротой осознаешь эту простую истину. В ней выбирается жизненный путь каждого из нас, определяется будущее всего общества. Все лучшее и все худшее, чему еще только предстоит случиться, лепится здесь как из пластилина.

Несомненно, отношение к школе сегодня меняется к лучшему, но до реальных перемен в жизни многих из них еще далеко — хуже не придумаешь. Материальные фонды предельно изношены. По данным Минобразования РД, 131 школа в Дагестане находится в аварийном состоянии, еще 844 школы остро нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Лишь 233 школы (14% от общего их числа) имеют все виды благоустройства — водопровод, канализацию, центральное отопление.

Хорошо известно, что школа определяет будущее нашего общества. К сожалению, будущее наших детей, а значит и будущее общества остается в руках одной из наиболее низкооплачиваемых категорий граждан. Среднемесячная заработная плата работников государственных общеобразовательных учреждений республики составляет в среднем 66% от уровня заработной платы работников, занятых в сфере экономики.

В Дагестане сегодня работают почти 50 тысяч учителей, 15% из которых — пенсионеры. 66% учителей — женщины.

ДЕМОГРАФИЧЕСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В Дагестане сегодня работают 1652 дневные общеобразовательные школы. Это лишь ненамного больше, чем двадцать лет назад — при том, что население республики выросло почти на 800 тысяч человек. Это отражает общую неблагоприятную демографическую ситуацию в Дагестане. Сейчас у 2,6 миллиона дагестанцев детей рождается даже меньше, чем в 1980-е, когда нас было лишь 1,8 миллиона человек. С 2002 года наблюдается ежегодное снижение числа новых учащихся, приходящих в младшие классы.

Так и осталась неопределенной ситуация с детьми, родители которых не отпускают детей учиться по религиозным или иным соображениям. Несколько лет назад таких официальная статистика насчитала несколько тысяч, сейчас говорят о двух-трех сотнях. Сегодня в республике, по данным Минобразования, около 1600 детей не посещают школы. В «Справке Козака» таких детей насчитали почти 50 тысяч. Некоторые главы администраций говорят, что число детей, не обучающихся в школе, исчисляется тысячами, но ни официальная статистика, ни Минобразования этого не признают.

Несмотря на то, что демографическая ситуация в Дагестане все же лучше, чем по России в целом, большинство школ в республике не заполнено. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях в городской и сельской местности близка к среднероссийским показателям: 25 человек — в городе и 14 — на селе.

ПРАЗДНИК НОВОЙ ШКОЛЫ

В последние 2 года новые школы строятся и сдаются в эксплуатацию по всему Дагестану. Примерно два десятка новых школ в год. Но все же их не хватает. Пожалуй, нужнее всего они в городах, особенно в Махачкале. По какой-то странной причине школы гораздо чаще строятся и сдаются в сельских населенных пунктах. Существует ли какая-либо концепция модернизации системы среднего образования или же школы строятся как придется, в зависимости от пробивных качеств главы местной администрации?

Потребность в школах везде различная. В Дагестане 87% всех школ являются сельскими. Считается, что в них обучается 62% учащихся. Население на селе действительно имеет больше детей, чем горожане. Но в большинстве сельских сел детей не много — едва хватает, чтобы был смысл содержать школу. Это касается и некоторых очень крупных, известных сел. Многие дети числятся живущими в селе, но на самом деле вместе с родителями живут либо в городах, либо в других регионах России.

В городах потребность в новых школах гораздо выше. Большое число общеобразовательных школ из-за нехватки учебных площадей функционируют в 2-3 смены. Численность детей, занимающихся во 2-ю и 3-ю смены, — более 125,6 тысячи.

ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ + ИНТЕРНЕТ =ШКОЛА БУДУЩЕГО?

Врачи-педиатры уверенно говорят, что дети, родившиеся в период реформ, в массе своей имеют более слабое здоровье, чем их предшественники или сверстники в других странах. Одной из главных проблем принято считать отсутствие горячего питания в школах, где оно просто необходимо.

Сегодня проблеме горячего питания уделяется очень большое внимание на государственном уровне. Начиная с 2007 года, в школах Дагестана также начали организовывать горячее питание для учащихся начальных классов. К концу прошлого года горячее питание в школах получали 20,7 тысячи обучающихся (5%), только 336 (20%) школ обзавелись столовой или буфетом. При этом из-за нерасторопности, а то и из-за невнимания глав муниципальных образований средства, выделяемые на организацию горячего питания, остаются не освоенными или нередко вместо горячего питания школьники получают, так сказать, сухие пайки: чипсы, конфеты, сладкие напитки, хотя врачи предупреждают, что такие продукты вредны для детского здоровья.

Пока питание учащихся большинства общеобразовательных учреждений Республики Дагестан остается крайне неудовлетворительным. В последнее время начинает казаться, что республиканские власти могут отказаться от планов организации в школе горячего питания.

Другим важным направлением развития образовательной системы Дагестана является подключение школ республики к сети Интернет. Планировалось завершить эту работу к концу 2007 года, но и она, видимо, затянется. Для этого, в частности, было намечено приобрести 1285 компьютеров за счет республиканского бюджета. Интернет сегодня — модная и очень перспективная новинка. Планируется, что с его помощью можно будет решить вопрос создания ведомственной информационной сети, что позволит более эффективно внедрять инновационные технологии, отдельной строкой выделенные в нацпроекте «Образование», напрямую выходить на образовательные учреждения и решать их проблемы…

Несомненно, горячее питание и Интернет — очень важные направления деятельности. Но по странному стечению обстоятельств, приобретение компьютеров и подключение школ к сети Интернет имеет больше шансов стать реальностью, чем организация горячего питания.

Шутка ли! Сам Билл Гейтс лоббировал программу компьютеризации российских школ. Сегодня в республике многие главы администраций, директора школ, бизнесмены лоббируют компьютеризацию учебных классов. Выбивают на эти цели дополнительные средства. Через год-два компьютеры устаревают или ломаются, и средства на эти цели нужны вновь. К сожалению, лоббистские способности сотен тысяч «простых» родителей, заинтересованных в нормальном питании для ребенка и сохранении здоровья детей, гораздо скромнее.

ШКОЛА БУДУЩЕГО. КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

Вот уже двадцать лет в нашем обществе идут реформы. Но до сих пор реформы эти не принесли принципиальных перемен в систему среднего образования. Ведь, как известно, школа в нормальном обществе должна не только учить читать и писать — ее главная задача в социализации детей, в приучении их к существующему обществу, в привитии им общественно значимых ценностей. Пока же средняя школа абстрагирована от общества, вырвана из контекста перемен, перемены в ней хаотичны, лишены стратегического видения и неэффективны.
 

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...