Быть, а не казаться
В непростые времена для республики, переживающей этап реформирования всех сфер жизнедеятельности общества, особую остроту приобретает не заретушированное, а объективное освещение СМИ той трудной, но необходимой работы, проводимой республикой по «обелению» экономики, выводу из кризиса образования, оказавшегося той самой ахиллесовой пятой, уязвимость которой привела к кадровому голоду, деформации экономики, промышленности.
«Просвещенный Дагестан», подпроект одного из стратегических президентских проектов «Человеческий капитал», направлен не только на тотальную информатизацию, но и на подготовку потенциальных инновационных специалистов, которых республике сегодня так не хватает. Главой республики предпринимаются беспрецедентные меры по искоренению в этой отрасли коррупции, мздоимства, всего того, что превращает образование в хитроумную схему по фальсификации знаний, а значит и специалистов, знания которых не выдерживают никакой критики. Процесс этот болезненный, и быстрого успеха ждать не приходится. Но Министерство образования, науки и молодежной политики РД с корнем выкорчевывает накопившиеся проблемы, меняя привычный образовательный формат на инновационный, избавляясь от чиновников, для которых происходящие перемены смерти подобны. Но застоявшееся болото пытается тянуть вниз все живое, и помощников в смертоносном действе больше чем предостаточно.
Интернет, социальные сети кипят черным налом, неприкрытым цинизмом и желанием опорочить власть. При этом используются самые запрещенные приемы, откровенная ложь под маской правдолюбцев, истинных патриотов. Но за кажущимися строками «правдивой» патетики кроются узкокорыстные интересы, желание половить рыбку в мутной воде, опорочить курс Главы республики Р.Абдулатипова, для которого нет задачи важней, чем создать в Дагестане культурную, образовательную, творческую среду, дать старт молодым, инициативным менеджерам, тем, кто сумеет найти применение таланту, научному поиску. На это нацелен и инновационный проект «Школа будущего», разработанный и реализуемый Минобразования, науки и молодежной политики РД. Его основная задача заключается в переводе образования республики в электронную форму с использованием возможностей дистанционного обучения. Ноутбуки, планшеты и интерактивные доски переходят в разряд технического обучения.
Пересматривается и роль учителя, для которого ученик — прежде всего партнер по обучению, единомышленник, сотоварищ, исключающий назидательность, превращающий учебный процесс в творчество. И первоочередной задачей реализации проекта «Школа будущего» является не только закупка компьютерной техники, интерактивных досок и другого современного цифрового учебного оборудования, но и обучение методистов, которым предстоит работать в школах будущего.
По поручению Главы республики проведена работа по обучению специалистов на базе ДИПКПК, где функционирует центр по модернизации системы образования. Создана академическая база для преподавателей, повышающих здесь квалификацию, навыки, компьютерную компетентность и грамотность. При этом деятельность профильного министерства абсолютно прозрачна. И все финансируемые федеральные, региональные, образовательные программы открыты для СМИ, контрольных органов.
Новая власть заявляет о том, что ее главный принцип – открытый, честный диалог. И СМИ могут в этом убедиться, ознакомившись с контрольными цифрами Минобразования РД по всем пунктам исполнения поставленных задач. Министр образования, науки и молодежной политики РД Ш.Шахов открыт для общения на любом уровне. Он держит руку на пульсе всех новаций в образовании, он остановил ЕГЭ-туризм и уверен в том, что здесь должен быть наведен порядок, что исключит сам негативный подход к проведению ЕГЭ.
Проект «Школа будущего» направлен на системную подготовку к ЕГЭ. На сегодня общее количество компьютеров в республиканских школах составляет около 30 тыс. В рамках проекта «Школы» в Дагестан поставлены комплекты учебно-лабораторного оборудования для оснащения 473 общеобразовательных организаций, что позволит проводить комплекс лабораторных исследований благодаря цифровому образовательному контенту. И ученик, подключившись к датчику с помощью своего гаджета, сможет следить за лабораторной работой на экране своего телефона. Координаторы проекта не просто устанавливают оборудование, но и на местах проводят малый инструктаж по его использованию. На базе ДИПКПК в марте 2014 г. был проведен семинар-обучение по методике использования программных комплектов в образовательном процессе для около тысячи педагогов республики. Согласно ФЗ, были проведены официальные торги по госзакупке. Все оборудование поступило в 2013 году. И распределено по всем муниципальным образовательным учреждениям. Чтобы не быть голословным, МОН и молодежной политики РД пригласило электронные, печатные СМИ, чтобы убедиться в том, насколько публикации в СМИ о «присвоении детских денег», распространяемые в Интернете, соответствуют действительности.
Не мудрствуя лукаво, республиканские телеканалы, СМИ, ткнув пальцем в список школ, получивших учебные комплекты в рамках «Новой школы», оказались в МБОУ «Каспийская гимназия» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 2 им.А.Даниялова» в г. Буйнакске. Оговоримся сразу, что руководство школ не было оповещено заранее. И приезд СМИ был для них неожиданностью. Так что журналисты имели возможность все пощупать собственными руками. Директор Каспийской гимназии М.Алиев не растерялся и сразу без лишних объяснений повел показать класс, оборудованный новой программной техникой. А тем временем сообщил, что школа по итогам 2013 года вышла в сотню лучших гимназий России. В феврале этого года получила семь учебных кабинетов с современным оборудованием, в наличии двенадцать интерактивных досок. Последним был получен универсальный кабинет в рамках проекта «Школа будущего».
В каждом классе видеопроекторы, два компьютерных класса. А всего в школе сто шестьдесят компьютеров, 70 ноутбуков. В классе, где установлено оборудование «Школа будущего», царила рабочая атмосфера. Ученики сосредоточенно сидели за ноутбуками, а педагог объяснял урок с помощью интерактивной доски. — Сегодня ученик, сидя за ноутбуком, может участвовать в мировом образовательном пространстве. И это не фантастика, а сегодняшний день, – объяснял директор. Он также сообщил, что в гимназии существует график на пять лет для прохождения курсов педагогов на базе ДИПКПК для работы с новым программным оборудованием. Единственное, что смутило журналистов – отсутствие капремонта, который, судя по ветхим полам и окнам, давно не проводился. Но педагоги надеются, что капремонт не за горами. – В остальном все идет по плану, — заявил директор журналистам.
МОУ № 2 г.Буйнакска готовилось к ЕГЭ. Здесь расположен ППЭ. И дирекция школы была настроена решительно, обещали, что нарушения будут исключены. И ЕГЭ пройдет в соответствии со всеми нормативами. Педагогический коллектив вместе с директором П.Зулаевой рассказали, что недавно здесь побывал министр образования, науки и молодежной политики РД Ш.Шахов. Он интересовался, что беспокоит педагогов, насколько процесс обучения обновляется с точки зрения новых технологий, современного оборудования. Здесь универсальный класс «Школа будущего» позволяет охватывать практически все школьные предметы. — Идея Главы республики Р.Абдулатипова модернизировать образование по новейшим технологиям нашла воплощение в «Школе будущего», — рассказывает П.Зулаева. – А за опытом мы обратились к казанским коллегам, где достигли больших успехов в обучении и обеспечили учащихся программным оборудованием нового поколения. Она повела журналистов в класс, оборудованный по проекту «Школа будущего». И они смогли убедиться в том, что учащиеся с успехом осваивают новые технологии, внимательно слушают педагога, который объяснял урок с помощью интерактивной доски. Единственное, на что обратили внимание журналисты и здесь, — отсутствие капремонта. В школе, у которой на носу шестидесятилетний юбилей, ремонта не было 48 лет. Хоть и помогают спонсоры, все же подобные диссонансы с новым оборудованием недопустимы. Но педагоги уверены, что обновление школы — дело ближайшего будущего. И сомнений в этом нет.
Что ж, у лжи короткие ноги. В этом смогли воочию убедиться СМИ. И если у кого- то возникла тень сомнений, приглашаем к разговору, но только к аргументированному, а не сфабрикованному.