Купить PDF-версию
22:10 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:47 30.04.2010

Диагноз: запаздывание знаний

Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения.

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. Всемирная организация здравоохранения, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как: понимание функции врача в обществе, необходимость непрерывного медицинского образования, сотрудничество между различными категориями медицинских работников.

Подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в России осуществляется в 47 вузах, 4 медицинских академиях последипломного образования, 4 институтах усовершенствования врачей и на 52 факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов при медицинских (фармацевтических) вузах, в том числе в Дагестанской государственной медицинской академии. В системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации Дагестанской государственной медицинской академии ежегодно обучается около 2 тысяч специалистов отрасли, большинство из которых врачи практического здравоохранения республики.

Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно искать пути повышения эффективности системы здравоохранения страны и совершенствования ее структуры. Сложные задачи, стоящие перед экономикой России, требуют повышения уровня здоровья, трудоспособности граждан, создания условий для формирования физически и духовно здоровых поколений, что непосредственно связано с доступностью и качеством медицинской помощи, а также организационным и управленческим совершенствованием функционирования отрасли. Работа учреждений здравоохранения в условиях значительного ограничения финансовых ресурсов стала не только вынужденной реальностью последнего десятилетия, но и важным фактором, стимулирующим поиск эффективных организационных форм работы, в том числе в образовательной сфере.

В настоящее время дистанционное обучение получает в мире все большее распространение. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

На необходимость повсеместного внедрения дистанционного обучения указывается как в международных, так и в российских документах. Так, например, на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в 21 веке: подходы и практические меры» (Париж, Франция, октябрь 1998 г.) была принята Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века, в которой сказано: «Высшие учебные заведения, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, в духе открытости, равноправия и международного сотрудничества должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем создания новых форм учебной среды, начиная от средств дистанционного образования и вплоть до полноценных «виртуальных» высших учебных заведений и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально -экономического развития и демократизации».

На европейском уровне принята «Зона европейского высшего образования. Совместная декларация европейских министров образования» (г. Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.), в которой, в частности, говорится о том, что одной из целей первостепенной важности для формирования единого европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире является расширение академической мобильности – в первую очередь студентов (доступ к программ и сопутствующим услугам), преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата.

В РФ принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", вводящий понятие дистанционных образовательных технологий и устанавливающий правовой режим услуг дистанционного образования, в первую очередь государственных. В статье 28 "Компетенция Российской Федерации в области образования" сказано, что в области образования ведению РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий (п. 16 в ред.Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).

В статье 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий(п.5 в ред.Федерального закона от 10.01.2003 № 11-ФЗ). Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.

Наиболее актуальным является использование дистанционного обучения в здравоохранении. Именно в здравоохранении, которое имеет дело с бесценным ресурсом –здоровьем человека, необходимо наиболее качественное, на современном уровне мировых знаний обучение и постоянное повышение квалификации медицинских работников всех уровней и направлений деятельности, независимо от их мест работы и пребывания. Особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное образование медиков. Последипломное образование медицинских работников традиционно осуществляется по двум направлениям: послевузовское профессиональное образование –интернатура, клиническая ординатура и аспирантура; обучение по программам дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготовка, общее и тематическое усовершенствование.

В настоящее время в существующей системе последипломного образования врачей есть определенные недостатки. Первое –это «запаздывание знаний». Известно, насколько часто появляются новые заболевания, разрабатываются новые методы лечения и лекарственные препараты. Поэтому врач, знания которого пять лет не обновлялись, не только не сможет оказать помощь больному на современном уровне знаний, но в ряде случаев не исключается и причинение вреда. Второе –это нерациональное использование времени. В России порядка 620 тыс. врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в любой момент порядка 10 тыс.врачей оторваны от работы для учебы. Третье-это большая затратность очного обучения (транспорт, проживание и т.п.). Внедрение и использование дистанционных форм обучения позволит решать эти проблемы.

Дистанционные образовательные технологии на основе современных телекоммуникаций, используемые при последипломной подготовке медицинских кадров, имеют ряд преимуществ: гибкость системы последипломного образования для практического врача; экономическая эффективность для учреждений здравоохранения; высокое качество и стандарты образования за счет реализации комплексных информационных программ, основанных на использовании передовых педагогических информационных технологий; возможность привлечения в качестве преподавателей и авторов курсов дополнительные человеческие ресурсы из различных регионов страны; повышение социальной и профессиональной мобильности специалистов, их социальной активности, кругозора и уровня самосознания; возможность получения практическим врачом непрерывного последипломного образования по месту жительства без отрыва от основного места работы.

Учитывая наличие большого числа весьма отдаленных районов в нашей республике, где нередко имеется всего 1-2 специалиста, а также непростую экономическую ситуацию, этот вид обучения позволяет охватить регулярным обучением гораздо большее количество врачей практического здравоохранения.

Основные технологии дистанционного обучения, которые могут быть использованы в настоящее время в последипломном образовании врачей: компьютерное обучение с использованием сети Интернет (обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, материалы электронных библиотек); электронная конференция (форум сети Интернет) в режиме offline как составная часть или самостоятельный учебный процесс, когда каждый участник оставляет свое сообщение или комментарий, который доступен для ознакомления и обсуждается всеми участниками форума; видеоконференция в режиме online, которая позволяет, не покидая места работы или проживания, использовать все преимущества «живого» общения, получать необходимые знания и навыки; «многоточечная» видеоконференция позволяет общаться в режиме реального времени одновременно многим участникам; предоставление заданий и учебных пособий, а также возврат для проверки выполненных заданий в виде мультимедийной информации (печатные, аудио-, видео-, текстовые электронные материалы) по почте, по факсу, по электронной почте и др.

Какой наш собственный опыт проведения дистанционных форм обучения? Факультет последипломного образования Дагестанской государственной медицинской академии в кооперации с Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова, которая одна из первых получила государственную поддержку в рамках национального проекта «Образование» и организует и осуществляет дистанционное обучение медицинских работников по широкому спектру медицинских направлений. Начиная с 2003 г. по настоящее время факультет последипломного образования нашей академии участвует во Всероссийской образовательной программе по дистанционному обучению «Проблемы интерниста». Из технологий дистанционного обучения наиболее предпочтительными и используемыми нами являются видеоконференции в режиме реального времени. Очередная XXІ Интернет-конференция прошла 2 марта 2010 г., которая была посвящена актуальным вопросам кардиологии, гастроэнтерологии, гепатологии и хирургии.  

Обучение в виде лекций мастер-класса проводится специалистами и преподавателями ведущих клиник и учебных заведений России и мира, в частности специалистами Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Российской медицинской академии последипломного образования, Российского государственного медицинского университета, кафедр последипломного, профессионального образования центральных и периферических медицинских вузов. Ведущие специалисты и Дагестанской государственной медицинской академии неоднократно выступали на Интернет- конференциях по актуальным вопросам внутренней медицины и делились практическим опытом внедрения новых лекарственных препаратов в практику здравоохранения нашей республики.

Для организации и проведения Интернет-конференций издается приказ ректора Дагестанской государственной медицинской академии, который обязывает принять активное участие профессорско-преподавательскому составу клинических кафедр, клинических интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, обучающихся в данный момент на факультете последипломного образования в зависимости от тематики конференции. В проведении Интернет-конференций Дагестанская государственная медицинская академия тесно взаимодействует с Министерством здравоохранения РД. За две недели до проведения конференций информируется лечебный отдел МЗ РД о тематике предстоящей Интернет-конференции. Хочется отметить высокую заинтересованность и активную позицию МЗ РД в проведении подобных Интернет-конференций. На все проводимые мероприятия приказом министра здравоохранения РД направляют врачей со всех районов нашей республики. В тематических встречах (семинарах, конференциях, мастер-классах и презентациях) с врачами и учеными-видными представителями российской и мировой науки и практики, проводимых с использованием высокочастотной видеоконференцсвязи, сотрудники кафедр и врачи практического здравоохранения принимают самое активное участие. На этих мероприятиях становятся доступными самым широким кругам медицинских работников научные достижения и новые технологии научных школ и личный опыт известных деятелей в различных областях медицины и здравоохранения. Ничто не может заменить личное интерактивное общение слушателя с ведущими специалистами, подкрепленное высококачественной демонстрацией медицинских данных и новейших медицинских методов и разработок.

Техническую поддержку в проведении Интернет-конференции оказывает центр технического обеспечения нашей академии и Дагестанского государственного университета.

Обучающие мероприятия проводились по гастроэнтерологии (эндохирургии и эндоскопии), кардиологии, гепатологии, эндокринологии, фармакологии, эпидемиологии, урологии, гинекологии, ревматологии и др. Тематика конференций могла измениться в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации в стране. Так, в декабре 2009 г. во время вспышки свиного гриппа А/H1N1 в мире и в нашей стране был организован образовательный семинар по данной патологии. Были прочитаны лекции ведущих специалистов по вопросам этиологии, эпидемиологии, диагностики, клиники, профилактики, прогноза и современным подходам к лечению свиного гриппа А/H1N1.

Чтобы максимально использовать потенциал дистанционного обучения в последипломном образовании врачей, необходимо создать общероссийскую систему непрерывного дистанционного обучения медицинских работников, объединяющую в том числе существующие сегодня разрозненные учебные центры и/или их передовой опыт дистанционного обучения в здравоохранении. Это должна быть трехуровневая система, где на первом уровне располагается федеральный медицинский образовательный центр, на втором – медицинские региональные центры на уровне федеральных округов, на третьем уровне – медицинские региональные пункты на базе областных и региональных образовательных учреждений.

Федеральный медицинский образовательный центр разрабатывает концептуальные модели дистанционного обучения; осуществляет подготовку учебных курсов и программ; разрабатывает системы подготовки преподавателей-консультантов и т.д.

Региональный медицинский образовательный центр второго уровня делает упор на адаптацию и разработку учебных курсов и программ с учетом культурных, языковых и других региональных особенностей субъектов РФ, входящих в федеральный округ.

Медицинский образовательный пункт на уровне субъектов РФ предназначается для реализации и осуществления систем обучения медицинских работников в данном регионе.

Для осуществления функционирования системы необходимо в том числе доработать соответствующую нормативно-правовую базу и создать в первую очередь информационное обеспечение в виде баз данных слушателей, преподавателей, учебных материалов, которые позволят быстро и эффективно организовывать занятия и вести нужный разноплановый учет.

Мировой опыт использования дистанционного обучения в здравоохранении зависит от следующих факторов: обеспечения единого высокого стандарта качества образовательных программ и процесса обучения; широты охвата нуждающихся в обучении; точности планирования и обеспечения непрерывного учебного процесса; организации учебы и производственной деятельности обучающихся как единого процесса; организации тщательного инструктажа преподавателей и обучающихся; тестирования обучающихся на любой стадии учебного процесса; учета сложных социально-экономических условий жизни населения страны, делающих затруднительным поездки для получения знаний в центральные учебные заведения; учета характерной для здравоохранения ограниченности финансовых средств.

Дистанционное повышение квалификации медицинских работников естественным образом должно положительно отражаться как на повышении результативности деятельности учреждений и органов здравоохранения в целом, так и явиться важным фактором повышения качества образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

8
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...