Купить PDF-версию
08:01 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:31 13.05.2010

Дошкольное образование должно стать системным

В Дагестане, где треть населения составляет молодое поколение, вопросы дошкольного образования приобретают особую значимость. Именно здесь на начальном этапе происходит адаптация ребёнка к внешней среде, формируются основы мышления, направленные на развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. К сожалению, ситуация с дошкольными учреждениями в нашей республике долгое время оставалась острой. За постперестроечные годы многие из них были перепрофилированы или приватизированы коммерческими структурами. Результаты оказались плачевными. И сегодня большую часть садов приходится доукомплектовывать, а дети теснятся в неприспособленных помещениях, где нет соответствующих условий для занятий, досуга, полноценного развития. Какова же реальная картина с дошкольными учреждениями в городах и регионах республики? Происходят ли перемены в этой сфере? Об этом наш корреспондент беседует с министром образования и науки Республики Дагестан Магомедфазилом АЗИЗОВЫМ.

— Долгое время ситуация с детсадами в республике оставалась критической, — рассказывает М.Азизов – Но за последние годы число дошкольных образовательных учреждений, пусть и не такими темпами, как хотелось бы, но выросло. Так, если в 2007 году в республике насчитывалось 626 дошкольных образовательных учреждений, в 2008 – 630, то в 2009 году эта цифра составила уже 635. На сегодня основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного, физического развития ребёнка; осуществление необходимой коррекции отклонений в его развитии, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Дошкольное образование в республике представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В этой связи разработан проект программы «Развитие дошкольного образования в Республике Дагестан на 2010-2014 годы», который определяет стратегические направления его развития.

Сегодня благодаря системной работе число воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях заметно выросло. Если в 2007-2008 учебном году численность детей, охваченных дошкольным образованием, составляла 61,9 тыс.человек, то в 2008-2009 учебном году она возросла до 62,6 тыс. Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием явилось результатом целенаправленной работы органов управления образования на основе реализации решения Правительства по развитию дошкольного образования.

Одной из причин увеличения числа детей, посещающих ДОУ, являются также льготы по оплате за содержание детей в детском саду, определенные постановлением «О компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Республике Дагестан, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Все же, несмотря на общие положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очерёдности в ДОУ остаются все еще высокими. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, числится около 34 тыс. человек. Это серьезный повод для раздумий.

— Магомедфазил Загидинович, сегодня в систему дошкольного образования внедряются новые вариативные модели обучения и воспитания. В первую очередь, это связано с теми преобразованиями, которые происходят в современной школе. Насколько наши детские сады соответствуют этим требованиям?

— На протяжении ряда лет в очень многих случаях дошкольное образование сводилось к механическому заучиванию учебного материала. И хотя прикрывалось это стремлением дать всем одинаковые стартовые возможности, специалисты прекрасно понимали, что основной целью дошкольной жизни является как раз полноценное проживание возраста, а не «начальная профессиональная подготовка» ученика. Сопротивляться такой неоправданной экспансии школы в дошкольную жизнь практически было невозможно, и тем ценнее, что на новом витке развития дошкольного образования возникают яркие инновационные проекты, дающие толчок для обучения ребенка с точки зрения требований новой образовательной доктрины.

— Вы можете назвать в качестве примера дошкольные учреждения, соответствующие современным требованиям?

— Это центры развития ребёнка. Всего их в республике 45. Но, должен заметить, что практически в каждом детском саду есть немало творчески работающих педагогов, обучающих, развивающих и воспитывающих детей на современном уровне. Так, на грант Президента РД в области образования и науки в 2009 году по номинации «Реализация современных воспитательных методик» педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений было представлено немало материалов практически из всех городов и районов республики.

Все большее внимание педагогов привлекает и республиканский конкурс педагогов ДОУ «Академики детства-2009», направленный на повышение эффективности функционирования системы дошкольных образовательных учреждений. В 2009 году этот конкурс прошел в г.Хасавюрте. В нём приняли участие лучшие воспитатели, музыкальные руководители физического воспитания ДОУ городов и районов республики. В 2008 году участие в конкурсе приняли всего семь конкурсантов, в 2009 уже 15 из 6 городов и 8 районов. Свои профессиональные и творческие возможности участники показали на всех этапах конкурса (самопрезентация, хобби-клуб, мастер-класс, занятие-импровизация), продемонстрировав авторские методики работы с детьми, используя нетрадиционные формы и приёмы.

— Предусмотрено ли в дошкольных учреждениях республики введение НСОТ?

— Апробация новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников системы общего образования проводится планово. По её итогам будет рассматриваться возможность распространения апробированных моделей оплаты труда на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания моделей учёта детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования. Ведь педагоги-дошкольники – особая категория людей, которых отличают бескорыстность, преданность своему делу и умение решать назревшие проблемы.

— Как сотрудники дошкольных учреждений республики повышают квалификацию? Предусмотрены ли для этого программы в ДИПКПК МОН РД?

— Сотрудники дошкольных учреждений регулярно повышают квалификацию на курсах повышения квалификации в ДИПКПК. Для этого существует специальная система подготовки сотрудников дошкольных учреждений в рамках, предусмотренных для образовательных программ.
 

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

8
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...