Купить PDF-версию
09:58 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
10:14 04.04.2008

К чему ведут реформы системы высшего образования

Изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни в 1990-е годы потребовали также и изменений в системе высшего образования. В 1992 году был принят закон «Об образовании», основная задача которого заключалась в формировании содержания образовательных программ, соответствующих мировому уровню. Образцом выступила европейская система университетского образования. Равнение на опыт европейских университетов имело для России как исторические, так и политические корни. Интеграция российской системы высшего образования в европейскую стала главным практическим направлением и смыслом реформы высшего образования в России.

Реформирование российской системы образования идет ускоренными темпами и на пути ее приспособления к социально-политической системе российского общества. Но проблема вся в том, что это — неэффективная социально-политическая система компрадорского криминально-бюрократического, олигархического капитализма, система, ведущая Россию к цивилизационной деградации. Приспособление к этой системе означает деградацию и системы высшего образования.

Характерно, что, радикально ломая собственную национальную систему образования, одну из лучших в мире, мы внедряем с активностью и энтузиазмом, достойным лучшего применения, большим, чем у европейских заводил, процесса, все сомнительные элементы болонской системы, теряя при этом все свои национальные особенности и преимущества. Перенимая минусы болонизации, мы имеем ее плюсы лишь абстрактно на бумаге, поскольку всякое потенциальное преимущество, которое может получить российский вуз от вступления в европейское образовательное пространство, требует достаточного финансирования. Но его-то как раз и не имеет сегодня основная масса российских вузов.

При существующей в России социально-политической системе, несправедливом распределении национального дохода невозможно выстроить качественную и конкурентоспособную на мировом рынке систему образования и реализовать позитивные цели педагогической реформы. Дело в том, что и качественная система образования и процесс реформирования, ведущий к ее выстраиванию, требуют финансирования во много раз выше существующего выживания на уровне финансирования. Эффективные финансовые отношения означают достаточное для прогрессивного развития финансирование государством системы образования и позитивную отдачу с приростом от системы образования через повышение производительности и качества труда выпускников. Таких отношений не наблюдается. Критически низкое финансирование, перевод вузов на частичное самообеспечение разрушили эффективные финансовые отношения с государством — фундамент развития системы образования.

В последние годы много говорят о коррумпированности системы высшего образования, забывая при этом, что она является закономерным результатом проведенных в этой сфере реформ.

Участвуя в болонском процессе, мы не становимся на европейском и мировом рынке конкурентоспособными, так как теряем свои преимущества и становимся некими серыми и безликими середняками, даже аутсайдерами. Взять, например, обмены студентами с европейскими вузами. Они являются неравноправными и неравномерными. С Запада к нам не едут. На Запад едут наши студенты, представляющие лишь высокообеспеченную прослойку российского общества (дети богатых бизнесменов, высокопоставленных чиновников, олигархов и т.п.), и их там воспитывают в парадигме западной культуры, формируя некую прозападную диаспору или прослойку интеллигенции, как агентов влияния на Россию. Поездки привилегированных преподавателей из привилегированных вузов на стажировки ведут к тому же эффекту. Европейские работодатели как не признавали наши дипломы, так и сейчас не очень-то их жалуют, устраивая специальные профессиональные испытания при приеме наших специалистов с высшим образованием на работу, за исключением дипломов небольшого количества элитных вузов.

Но несмотря на проводимые реформы, национальная система образования еще сохранилась, хотя и в существенно модернизированном к худшему виде, лучшие традиции все быстрее и сильнее разрушаются. Сохранение некоторых элементов системы и традиций произошло, скорее, не благодаря реформам, а вопреки им, и больше благодаря позитивной инерции и здоровому консерватизму, «живучести» советской системы образования. В ходе реформирования вместо повышения качества и доступности высшего образования произошел обратный процесс. Одним из мощных факторов этого является сам процесс перманентных реформ. В условиях непрерывных, непродуманных, бессистемных реформ говорить о качестве образования невозможно. Взять хотя бы советскую систему государственного распределения выпускников, которая окончательно разрушена. А взамен ее мы наблюдаем безраздельное господство стихии дикого рынка.

Проводимая в административно-принудительном порядке интеграция российской системы высшего образования в европейскую, как нам кажется, приведет к такой радикальной ломке отечественной системы, в результате которой произойдет не ее качественный прогресс, а, напротив, критический регресс. Интеграция путем принудительной ломки своей системы не может быть ни оправданной, ни эффективной. Тем более не оправданы ускоренные темпы болонской ломки или перестройки. Этот идущий с нарастающими темпами процесс грозит нанести всей системе российского высшего образования такой ущерб, который намного превысит все уже имеющиеся сегодня негативные результаты и последствия реформы высшего образования.

В результате реформ произошла смена гуманитарно-универсальной парадигмы образования на утилитарно-рыночную, что противоречит фундаментальным традициям российского образования и цивилизационным интересам России, поскольку уничтожает все преимущества (в том числе главные: фундаментальность образования, личностно-гуманистическая ориентация образования) российского образования и тем самым подрывает научный и личностный, человеческий, интеллектуальный, геополитический потенциал российской цивилизации.

В последние годы много говорят о коррумпированности системы высшего образования, забывая при этом, что она является закономерным результатом проведенных в этой сфере реформ. Сегодня в высшие учебные заведения поступают почти все, кто заканчивает школы. В стенах вуза многие студенты и их родители оказываются озабоченными не приобретением знаний и профессиональных навыков, а получением диплома о высшем образовании. Иные к 23-25 годам успевают получить по 2-3 диплома, никак не подкрепленных необходимыми знаниями. Вузовские преподаватели, поставленные проводимыми реформами в условия физического выживания, переступают через любые нормы морали и права.

Все это позволяет нам сделать общий вывод: реформы системы образования 1992-2007 гг. по своей направленности и результатам являются в основном деструктивными. Эти реформы не соответствуют ни историческим интересам, ни реалиям современной России и ее геополитического статуса, ни лучшим вековым традициям российского образования.

Они идут сверху, без фундаментального теоретического обоснования и обсуждения научной общественностью и вообще российским обществом, по инициативе постоянно меняющихся чиновников. Реформы идут непрерывно, а перманентное реформирование нарушает стабильную устойчивую работу системы высшего образования, дезориентирует ее. Общая направленность процесса — разрушение советской системы образования, качественное ее ухудшение по всем направлениям, т.е. замена лучшего худшим.

Если мы будем судить о промежуточных результатах процесса интеграции в мировое образовательное пространство в целом, то оно идет все нарастающими темпами, но за счет утраты национальных позитивных особенностей — преимуществ. Эта интеграция, ведущая не к увеличению конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, а к падению этой конкурентоспособности. В связи с этим встает целая серия вопросов к энтузиастам болонского процесса. Нужна ли нам такая интеграция? Должны ли мы интегрироваться на правах безликого слабого партнера или на правах сильного ведущего деятеля? Должны ли мы интегрироваться за счет рабского приспособления к абстрактным внешним требованиям или за счет собственного влияния на мировое образовательное пространство? Должны ли мы при интеграции полностью утратить преимущества и самобытность российской системы образования, или должны их сохранить и интегрироваться только на этих условиях?

Изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни в 1990-е годы потребовали также и изменений в системе высшего образования. В 1992 году был принят закон «Об образовании», основная задача которого заключалась в формировании содержания образовательных программ, соответствующих мировому уровню. Образцом выступила европейская система университетского образования. Равнение на опыт европейских университетов имело для России как исторические, так и политические корни. Интеграция российской системы высшего образования в европейскую стала главным практическим направлением и смыслом реформы высшего образования в России.

Мухтар ЯХЬЯЕВ,
профессор

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...