Купить PDF-версию
11:31 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
01:19 13.12.2014

Культура – основа человеческого в человеке

В завершающемся Году культуры много говорили и писали о важности культуры в современной действительности республики. В том числе и Глава республики Рамазан Абдулатипов. Так что на всех уровнях разъясняли значение культуры в теоретических и практических ракурсах. Но повседневная жизнь показывает, что нет серьезного сдвига в культуре наших народов.

Наши отдельные представители интеллигенции говорят, что Глава республики сгущает краски, подчеркивая культурную отсталость народов Дагестана. Беда нашей страны, в том числе и Дагестана, состояла и состоит в том, что мы не хотим глубоко вникнуть в реальные процессы жизни и адекватно выразить их. Установка КПСС на рассказ и пропаганду положительного стала своего рода традицией. Я не касаюсь других сторон деятельности Рамазана ­Гаджимурадовича, но глубоко убежден, что в этом вопросе он абсолютно прав. Сомневаться в этом не может человек, который анализирует реальные процессы нашей жизни.

Культура — широкое понятие, если проще сказать, она — совокупность всех ценностей, созданных и усвоенных человечеством. Материальная культура также является опредмеченной, духовной. В человеческих поступках и мыслях нет ничего, что в какой-то мере не связано с культурой.

Образование является важнейшим фактором культуры. Выполняет ли сегодня оно на необходимом уровне свою функцию на деле? Конечно, нет, ни в стране, ни в Дагестане. Сегодня всем очевидно, что школы и вузы выпускают в своем абсолютном большинстве малообразованных людей. Коммерческие вузы и средние учебные заведения, филиалы созданы отдельными предприимчивыми лицами в интересах своей материальной выгоды, не учитывая, к каким негативным последствиям для общества могут они привести. Имея дипломы, выпускники этих заведений будут претендовать на должности во властных структурах, учреждениях культуры, школах и так далее. Это приведет к усилению напряженности в и без того сложном положении с трудоустройством, росту числа безработной молодежи. А безработные молодые люди могут вступить на преступный путь. Все это знают на федеральном уровне, но соответствующие чиновники министерства не спешили закрыть подобные вузы, ссузы, так как они связаны с теми, кто их создавал. И Глава республики совершенно правильно поставил вопрос о закрытии многих коммерческих вузов  и филиалов.

К великому сожалению, невысок уровень знаний и выпускников государственных вузов, особенно их филиалов. Я хорошо это знаю, так как работаю в вузах и с аспирантами более 60 лет. Опубликовал в «Дагестанской правде» статью, где попытался объяснить причину этого обстоятельства. В этом, как говорят, в первую очередь виноваты преподаватели, но над ними довлеет немало факторов и обстоятельств. В последние годы на всех уровнях говорят о необходимости повышения уровня знаний учащихся школ и вузов, но пока нет заметного улучшения. И вряд ли  новые установки могут изменить положение в лучшую сторону. Недавно мы проверяли знания желающих поступить в аспирантуру. Выяснилось, что они слабо подготовлены, многие историки не знают, к примеру, кто такие Махач Дахадаев, Дж. Коркмасов, когда Дагестан был присоединен к России, когда была Первая мировая война, и так далее.

Считаю, нужно ввести в практику проверку знаний учащихся школ и вузов перед экзаменами или приглашать принципиальных преподавателей на экзамены со стороны с правом решающего голоса в оценке знаний. Руководители вузов имеют также право при наличии оснований отстранить работающего преподавателя от приема экзаменов.

Нравственное воспитание всегда служило индикатором человеческого в человеке, противовесом природным инстинктам и другим отклонениям от разумных норм жизни общества. Сегодня, с усложнением социальной жизни и небывалым развитием научно-технического потенциала и уровня общего интеллектуального развития человечества, происходит противоположный процесс — моральная деградация широких слоев народа. Характер нашего общественного строя толкает людей к материальному обогащению  любым способом, в том числе мошенничеством и нравственной порочностью. И общество оказывается неспособным эффективно противиться этому процессу. А честные труженики ограничиваются выражением своего «кулуарного» возмущения, считая это делом властей.

Более того, сложилась такая ситуация, когда уважение к личности связывается с ее богатством и общественным положением, а не с умом, талантом, трудолюбием и честностью. И богатые неприкрыто подчеркивают свое превосходство. Но это свидетельствует лишь о том, что они не поднялись выше животной, эгоистической природы.

Исламская религия осуждает эту ненасытную жажду к богатству. Но, помогая мечетям и их служащим, финансируя поездки групп населения в хадж, богачи «возвышают» себя в глазах представителей религиозных кругов. Но они забывают, что люди знают, откуда это богатство, и мусульманская религия не относит такие поступки к числу добродетелей.

Разумеется, к оценке нравственности наших земляков и их нравственному воспитанию нужно подходить исходя из нынешних социальных реалий. А это означает, что чрезвычайно осложняется проблема нравственного воспитания молодежи, которая обладает большой энергией и волей, но трудно осмысливает и мирится со сложившейся ситуацией в жизни. И она осознанно или неосознанно, скорее на уровне чувств проявляет неуважение к правовым установкам, принципам и нормам морали.

Конечно, нет строго определенных технологий, штампов и стереотипов, на основе которых проверяется уровень культуры человека. Культура — не набор каких-то правил, а глубокая внутренняя основа человеческого в человеке. Если внешние элементы культуры не обусловлены внутренней культурой, то они не могут служить показателем культуры человека.

Не вызывает сомнения, что спорт необходим. Массовый спорт служит укреплению и закаливанию организма человека, повышению его работоспособности и выносливости, в первую очередь молодежи, поскольку она более интенсивно занимается спортом. Но у нас спорт становится все более коммерческим, делом тех, кто хочет иметь большие деньги. По нашему мнению, профессиональный спорт в существующих ныне в нашей стране условиях сопряжен с негативными моментами. Увлекаясь спортом, многие студенты неважно учатся в вузах и в большинстве своем выходят из вузов слабо подготовленными специалистами. Во всех вузах для них существуют официальные льготные установки в отношении посещаемости и успеваемости. Объяснение – они защищают честь вуза, республики и страны.

Конечно, нам приятно, когда наши соотечественники становятся чемпионами мира и в их честь исполняется Гимн нашей страны. Но немало случаев, когда спортсмены свои спортивные успехи и физическую силу используют для продвижения по службе, «завоевывания» руководящих должностей во властных структурах, мест в парламентах. Таких примеров в Дагестане немало. Было множество статей в печати, в которых выражалось недовольство тем, что в стране тратится неоправданно много средств на спорт и что преподносится он чуть ли не как самое главное в жизни нашего общества, в то время как в стране кризис и десятки миллионов граждан живут ниже черты бедности. Другие виды культуры мы не будем здесь рассматривать. Общеизвестно, что культура в современной России становится все более конфликтной. Это обусловлено объективными и субъективными причинами. В нашем обществе находятся социальные и политические группы и слои населения, интересы которых не совпадают. Многие из числа тех и других публично или завуалированно стремятся к власти, что сопровождается своего рода конкурентной борьбой. Но у этих групп есть и общее – необходимость жить совместно, что предполагает преодоление противоречий и достижение какого-то единства или согласия. В классовом обществе преодоление противоречий и достижение согласия между такими силами связываются с установлением гражданского общества.

Немецкий философ XVIII века Иммануил Кант расценивал становление гражданского общества как исторический прогресс. И само такое общество независимо от государственных структур, по его словам, может заставить граждан соблюдать общепринятые нормы общественной жизни.

Институты такого будущего общества существуют в нашей стране: семья, школа, церковь, добровольные общественные организации и союзы. Но они пока не имеют такого влияния на граждан, так как у большинства нет необходимого для этого уровня общественного сознания, в силу чего эти институты не обладают такой возможностью. Здесь нужно понимать, что, только признавая интересы других людей и всего общества и достигая гражданского согласия, можно исключить возможные конфликты и обеспечить нормальное функционирование и развитие общества. У нас в республике в силу ее многонациональности, клановости и своеобразного менталитета с назначением Главы республики возникают противоречия, что нередко доходит до конфликта определенных групп населения.

Кто бы ни стал Главой республики, определенные группы и слои населения выражают недовольство. Им бывают довольны главным образом близкие люди, родственники и те, кому удается влиять на него, пользуясь своим экономическим и общественным положением. При таком положении, когда независимо от его деятельности и стараний изначально создается негативное мнение, интенсивно передающееся по межгрупповым и межличностным каналам, трудно, скорее невозможно, добиться позитивного отношения к себе населения всей республики. Необходимо учесть это обстоятельство Центру и населению республики.

Магомед Абдуллаев, профессор, доктор философских наук

фото symbat-school.ru

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

4
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...