Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 27 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

От навыков – к знаниям

A- A+

В современных условиях обновления содержания общего, среднеспециального и высшего образования особое значение для полноценной подготовки учащихся и молодёжи к жизни и деятельности приобретают социально апробированные методика и технологии реализации содержания общеобразовательных предметов и дисциплин. Учащиеся и студенты, обучающиеся и проживающие в конкретном регионе, должны приобретать не только сугубо предметные или только дисциплинарные знания, но и не в меньшей степени усвоить этнокультурные знания, умения, навыки, веками копившиеся в историко-культурном и педагогическом наследии народов региона. Чрезвычайно актуальна и проблематична данная задача для процесса обучения молодёжи многонациональных регионов России, каким является и наша Республика Дагестан.

Педагогическая деятельность работников народного образования различных учреждений и учебно-воспитательных заведений республики показывает, что многие из них, обученные по установкам официальной педагогики, зачастую недооценивают народные знания, оставляя без должного внимания прогрессивный опыт дагестанских аксакалов, знатоков-сказителей, многодетных родителей, народных мастеров, лекарей, земледельцев, животноводов, пчеловодов, садоводов, музыкантов, юмористов и т. д.

Анализ многочисленных исследований по народной педагогике приводит нас к тому, что народные знания по общеобразовательным предметам ещё не определены, не систематизированы и тем более не внедрены в процесс обучения. Заметим, все выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли педагогическим воззрениям народа и его воспитательному опыту. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Так, например, при обосновании принципа природосообразности обучения и воспитания великий педагог Я. А. Коменский учитывал народный опыт. Некоторые правила образования даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент чётких положений о реальном образовании.

Этнопедагогическая концепция национальной школы требует серьёзного внимания к особенностям народного воспитания и народной педагогики. Как отметил выдающийся исследователь народной педагогики академик Г. Н. Волков: «В современном содержании образования и методах обучения даже природоведение (естествознание) в начальной школе строится не вполне естественно».

Педагогической общественности Дагестана, учителям и воспитателям, классным руководителям следовало бы знать и использовать на практике образования и воспитания учащейся молодёжи специальные исследования учёных А. К. Алиева, Б. Ш. Алиевой, М. А. Асельдерова, А. Р. Бамматовой и других, где изучены, выявлены и систематизированы образовательно-воспитательные средства, формы и методы, сконцентрированные в многовековом педагогическом опыте народов Дагестана.

Народная педагогика Дагестана нашла оправдавшую себя в прошлом и имеющую успех в настоящем и будущем методику подготовки юного животновода, земледельца, ремесленника, накопила знания и опыт по каждому виду этих профессий

Народная педагогика Дагестана нашла оправдавшую себя в прошлом и имеющую успех в настоящем и будущем методику подготовки юного животновода, земледельца, ремесленника, накопила знания и опыт по каждому виду этих профессий. Умелое использование богатого опыта народной педагогики в современных условиях поможет теснее увязать профессиональную ориентацию сельских учащихся, пробудить и закрепить у них интерес к традиционным профессиям народов Дагестана.

Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о методологии, естествознании, географии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, на уроках биологии можно использовать различные пословицы, песни и загадки про животных и растений. Ласточка совьёт гнездо на фронтоне дома – счастье семье. Дятла стук услышишь – день предстоит радостный, увидишь дятла – день окажется счастливым. Использование таких народных изречений в школьной практике повышает интерес учащихся к биологии и прививает любовь к родной природе.

Несмотря на обилие научной литературы по народной педагогике вопросы этнопедагогизации преподавания в школах Дагестана остаются ещё актуальными. В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем воспитания социализации личности: требования общества к этнопедагогизации образования нужно подкрепить тщательно отобранным содержанием предметов базового образования; для удовлетворения потребности школьников в овладении теоретическими и практическими знаниями по народной педагогике, выработки у них умений и навыков практической деятельности нужно формировать у педагогов (при профессиональной подготовке или в процессе переподготовки) умения и навыки использования этнопедагогичесских знаний на практике; для оптимального использования педагогами народных средств, форм и методов обучения необходимо разработать соответствующую методическую литературу по этнопедагогизации преподавания общеобразовательных предметов.

Попытаюсь обосновать лишь некоторые педагогические положения и методические рекомендации по национально-ориентированному обучению биологии.

Народные биологические знания, так же, как и сама биологическая наука, имеют свою структуру и содержание.

В начальных классах, в соответствии с учебной программой курса «Окружающий мир», дети (особенно в сельских школах) знакомятся с особенностями окружающей природы, по народным приметам предсказывают погодные условия, по перелётам птиц определяют сроки наступления холодов.

В программу раздела биологии «Растения» можно внедрить огромный запас народных знаний по растениеводству, лекарственным растениям, деревообработке и т. д.

Раздел «Животные» можно обогатить богатым материалом, запасом знаний, накопленных народом по скотоводству, коневодству, пчеловодству, птицеводству. Именно эти знания прививают детям любовь к домашним животным. В народе говорят: «Животное отвечает на любовь, будь оно могучее и сильное, как лошадь, или крошечный – в три ярких пёрышка – птенец», «каждый выросший среди лугов и полей помнит, как корова, куры – не только собака – ждут и помнят своих хозяев». Вот почему в старину люди не любили отдавать коня «на сторону» в чужие руки. Сам хозяин шёл с ним, если нужно было что-то сработать. И дети, видя это, учились доброте.

При изучении биологии раздел «Человек и его здоровье» можно дополнить народными знаниями по предупреждению и исцелению различных заболеваний человека. На уроках биологии необходимо освещать питательную ценность того или иного национального блюда с точки зрения физиологии человека и его рационального питания. Общепризнана биологическая ценность таких традиционных блюд Дагестана, как чуду, хинкал, национального напитка буза, вина кагор, кисломолочных и творожных продуктов.

«Общая биология» – раздел систематизации и обобщения всех ранее приобретённых знаний по биологии. Здесь можно говорить о знаниях народа по охране окружающей природы, отношению к водоёмам, растительному и животному миру региона. Народные знания в своей совокупности выполняют познавательную, методологическую и воспитательную функции в ходе подготовки молодого поколения к жизни в местных условиях.

Природосообразный принцип этнопедагогизации преподавания биологии обеспечил бы гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает многогранное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников по биологии. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Окружающий мир».

Научной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Известный российский учёный и общественный деятель Ф. Ялалов выявил и сформулировал общую для многих народов закономерность: обучение в народной школе строилось по принципу «от практических умений и навыков – к обобщенным знаниям», т. е. он ввёл этнодидактическую схему обучения, которая представляет собой зеркально противоположную отечественной, сложившейся в XX веке: «знания – умения – навыки».

В современной школе, где обучение начинается с приобретения обобщённых биологических знаний, изучения отвлечённых понятий, младшие школьники, у которых преобладает предметно–действенное мышление, не готовы к восприятию абстрактных понятий. И в этом смысле народная школа, обучение в которой всегда начиналось с предметных действий, формирования практических умений, отработки навыков, оказывается более природосообразной и направленной на изначальное формирование умений и навыков.

Этнопедагогизация содержания образования, как нам представляется, позволит сделать образование в Дагестане практико-ориентированным, что будет способствовать формированию целостного человека культуры, думающего и действующего сообразно своей биологической и этносоциальной природе.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»

  • Модель грамотного специалиста 

    Известно, что в регионах сосредоточена большая часть работы по национальным проектам и одним из факторов,...

    23

    2 дня назад

  • По заветам Алкадари 

    В современных условиях небывалого обострения международных и межгосударственных отношений чрезвычайно...

    27

    13:23  13.11.22

  • С юбилеем, альма-матер! 

    Дагестанскому государственному медицинскому университету исполняется 90 лет. Это возраст мудрости,...

    27

    10:13  11.11.22

  • Всё вкусно, но есть сложности 

    Помните пюре с сосисками и булочки на большой перемене? До сих пор считаю, что после обеда вкуснее всего...

    50

    10:25  08.11.22

  • Им нравится жить в России 

    Более 2 тысяч иностранных студентов обучались в Дагестане в прошлом учебном году. Много это или мало? Те, кому...

    137

    10:20  08.11.22

  • Тропа к человечности 

    Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного...

    40

    9:42  04.11.22