Купить PDF-версию
15:59 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
11:02 25.10.2022

От навыков – к знаниям

Шайдабег Мирзоев, завсектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №№ 282-283
44

В современных условиях обновления содержания общего, среднеспециального и высшего образования особое значение для полноценной подготовки учащихся и молодёжи к жизни и деятельности приобретают социально апробированные методика и технологии реализации содержания общеобразовательных предметов и дисциплин. Учащиеся и студенты, обучающиеся и проживающие в конкретном регионе, должны приобретать не только сугубо предметные или только дисциплинарные знания, но и не в меньшей степени усвоить этнокультурные знания, умения, навыки, веками копившиеся в историко-культурном и педагогическом наследии народов региона. Чрезвычайно актуальна и проблематична данная задача для процесса обучения молодёжи многонациональных регионов России, каким является и наша Республика Дагестан.

Педагогическая деятельность работников народного образования различных учреждений и учебно-воспитательных заведений республики показывает, что многие из них, обученные по установкам официальной педагогики, зачастую недооценивают народные знания, оставляя без должного внимания прогрессивный опыт дагестанских аксакалов, знатоков-сказителей, многодетных родителей, народных мастеров, лекарей, земледельцев, животноводов, пчеловодов, садоводов, музыкантов, юмористов и т. д.

Анализ многочисленных исследований по народной педагогике приводит нас к тому, что народные знания по общеобразовательным предметам ещё не определены, не систематизированы и тем более не внедрены в процесс обучения. Заметим, все выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли педагогическим воззрениям народа и его воспитательному опыту. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Так, например, при обосновании принципа природосообразности обучения и воспитания великий педагог Я. А. Коменский учитывал народный опыт. Некоторые правила образования даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент чётких положений о реальном образовании.

Этнопедагогическая концепция национальной школы требует серьёзного внимания к особенностям народного воспитания и народной педагогики. Как отметил выдающийся исследователь народной педагогики академик Г. Н. Волков: «В современном содержании образования и методах обучения даже природоведение (естествознание) в начальной школе строится не вполне естественно».

Педагогической общественности Дагестана, учителям и воспитателям, классным руководителям следовало бы знать и использовать на практике образования и воспитания учащейся молодёжи специальные исследования учёных А. К. Алиева, Б. Ш. Алиевой, М. А. Асельдерова, А. Р. Бамматовой и других, где изучены, выявлены и систематизированы образовательно-воспитательные средства, формы и методы, сконцентрированные в многовековом педагогическом опыте народов Дагестана.

Народная педагогика Дагестана нашла оправдавшую себя в прошлом и имеющую успех в настоящем и будущем методику подготовки юного животновода, земледельца, ремесленника, накопила знания и опыт по каждому виду этих профессий

Народная педагогика Дагестана нашла оправдавшую себя в прошлом и имеющую успех в настоящем и будущем методику подготовки юного животновода, земледельца, ремесленника, накопила знания и опыт по каждому виду этих профессий. Умелое использование богатого опыта народной педагогики в современных условиях поможет теснее увязать профессиональную ориентацию сельских учащихся, пробудить и закрепить у них интерес к традиционным профессиям народов Дагестана.

Наиболее благоприятными условиями воспитания детей прогрессивными средствами, формами и методами народной педагогики располагает школа. Здесь почти каждый урок открывает возможность глубокого изучения народных знаний о методологии, естествознании, географии, ветеринарии, медицине, позволяет связать содержание программного материала с педагогическими требованиями, чаяниями народа, полнее выделить морально и материально значимое для жизнеустройства человека. Так, например, на уроках биологии можно использовать различные пословицы, песни и загадки про животных и растений. Ласточка совьёт гнездо на фронтоне дома – счастье семье. Дятла стук услышишь – день предстоит радостный, увидишь дятла – день окажется счастливым. Использование таких народных изречений в школьной практике повышает интерес учащихся к биологии и прививает любовь к родной природе.

Несмотря на обилие научной литературы по народной педагогике вопросы этнопедагогизации преподавания в школах Дагестана остаются ещё актуальными. В связи с этим возникает необходимость решения следующих проблем воспитания социализации личности: требования общества к этнопедагогизации образования нужно подкрепить тщательно отобранным содержанием предметов базового образования; для удовлетворения потребности школьников в овладении теоретическими и практическими знаниями по народной педагогике, выработки у них умений и навыков практической деятельности нужно формировать у педагогов (при профессиональной подготовке или в процессе переподготовки) умения и навыки использования этнопедагогичесских знаний на практике; для оптимального использования педагогами народных средств, форм и методов обучения необходимо разработать соответствующую методическую литературу по этнопедагогизации преподавания общеобразовательных предметов.

Попытаюсь обосновать лишь некоторые педагогические положения и методические рекомендации по национально-ориентированному обучению биологии.

Народные биологические знания, так же, как и сама биологическая наука, имеют свою структуру и содержание.

В начальных классах, в соответствии с учебной программой курса «Окружающий мир», дети (особенно в сельских школах) знакомятся с особенностями окружающей природы, по народным приметам предсказывают погодные условия, по перелётам птиц определяют сроки наступления холодов.

В программу раздела биологии «Растения» можно внедрить огромный запас народных знаний по растениеводству, лекарственным растениям, деревообработке и т. д.

Раздел «Животные» можно обогатить богатым материалом, запасом знаний, накопленных народом по скотоводству, коневодству, пчеловодству, птицеводству. Именно эти знания прививают детям любовь к домашним животным. В народе говорят: «Животное отвечает на любовь, будь оно могучее и сильное, как лошадь, или крошечный – в три ярких пёрышка – птенец», «каждый выросший среди лугов и полей помнит, как корова, куры – не только собака – ждут и помнят своих хозяев». Вот почему в старину люди не любили отдавать коня «на сторону» в чужие руки. Сам хозяин шёл с ним, если нужно было что-то сработать. И дети, видя это, учились доброте.

При изучении биологии раздел «Человек и его здоровье» можно дополнить народными знаниями по предупреждению и исцелению различных заболеваний человека. На уроках биологии необходимо освещать питательную ценность того или иного национального блюда с точки зрения физиологии человека и его рационального питания. Общепризнана биологическая ценность таких традиционных блюд Дагестана, как чуду, хинкал, национального напитка буза, вина кагор, кисломолочных и творожных продуктов.

«Общая биология» – раздел систематизации и обобщения всех ранее приобретённых знаний по биологии. Здесь можно говорить о знаниях народа по охране окружающей природы, отношению к водоёмам, растительному и животному миру региона. Народные знания в своей совокупности выполняют познавательную, методологическую и воспитательную функции в ходе подготовки молодого поколения к жизни в местных условиях.

Природосообразный принцип этнопедагогизации преподавания биологии обеспечил бы гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает многогранное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников по биологии. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Окружающий мир».

Научной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Известный российский учёный и общественный деятель Ф. Ялалов выявил и сформулировал общую для многих народов закономерность: обучение в народной школе строилось по принципу «от практических умений и навыков – к обобщенным знаниям», т. е. он ввёл этнодидактическую схему обучения, которая представляет собой зеркально противоположную отечественной, сложившейся в XX веке: «знания – умения – навыки».

В современной школе, где обучение начинается с приобретения обобщённых биологических знаний, изучения отвлечённых понятий, младшие школьники, у которых преобладает предметно–действенное мышление, не готовы к восприятию абстрактных понятий. И в этом смысле народная школа, обучение в которой всегда начиналось с предметных действий, формирования практических умений, отработки навыков, оказывается более природосообразной и направленной на изначальное формирование умений и навыков.

Этнопедагогизация содержания образования, как нам представляется, позволит сделать образование в Дагестане практико-ориентированным, что будет способствовать формированию целостного человека культуры, думающего и действующего сообразно своей биологической и этносоциальной природе.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...