Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:55 | 06 июня, Вт

Махачкала

Weather Icon

Переведем учителя на сдельщину?

A- A+

Одна из последних инициатив в образовании обозначена так: «Учителю необходимо платить деньги по количеству учащихся». На первый взгляд кажется, вроде бы умно: скольких обучаешь, столько и получаешь. Но здесь возникает встречный вопрос: количество учащихся вовсе не зависит от учителя. Итак, виноват ли грамотный учитель, что он не набрал нужного количества детей?! Я думаю, нет. И с какой стати такому учителю надо мало платить?!

Если разобраться, то учительская работа подпадает под разряд сдельной оплаты: сколько уроков дает, столько и получает. Но это в корне неверный подход! Здесь одновременно важно и качество этой работы. Тем более, что учительский труд есть интеллектуальная деятельность, где качество зависит не только от подготовленности учителя, но и от склонностей и уровня учащихся. Другое дело в материальном производстве, где качество зависит исключительно от умения производителя.

Классы учащимися должны быть укомплектованы оптимально – в пределах разумных нормативов, чтобы не было чрезмерно большой нагрузки на учителя, и он мог бы продуктивно работать. Если в одной большой школе дети по классам в количественном отношении распределены неравномерно и несправедливо, то установка платить учителю по количеству учащихся теряет всякий смысл: в таком случае виноват вовсе не учитель, а дирекция школы. Количественный принцип оплаты учительского труда оправдывается только тогда, когда есть реальная возможность набрать нужное количество учеников.

Если количественный принцип принять за основной критерий, то он породит новую – еще худшую проблему, название которой «равнодушие учителя». В таком случае учитель не будет работать с полной отдачей, а будет довольствоваться количеством детей

Однако здесь требуется оговорка. Количественный принцип оплаты не стоит возводить в ранг абсолютного, главного. Опасность подобного подхода заключается в том, что за бортом внимания может остаться общий уровень подготовки учителя. Возьмем, например, такую ситуацию. В параллельных классах преподают два учителя, где у каждого учится одинаковое количество детей. Но по своей подготовке учителя резко отличаются. И по какому критерию оплачивать их труд?

Мне кажется, количественный принцип здесь не срабатывает – справедливо будет, если платить по уровню знаний учителя. Другое дело, если два грамотных учителя обучают одинаковое количество детей. В таком случае количественный принцип должен иметь значение.

Прежде чем говорить о введении количественного принципа, следует основательно разобраться в типах российских школ, потому что данный принцип для всех школ не подходит.

Например, очень много малокомплектных школ, где количество детей в классах сильно разнится – вполне по объективным причинам. В 10-м классе — 10 детей, а в 11-м – 15 детей: как здесь можно оплачивать труд учителя по количественному принципу?! Надо платить по степени обучаемости, то есть по результатам, по уровню успеваемости.

Если количественный принцип принять за основной критерий, то он породит новую – еще худшую проблему, название которой «равнодушие учителя». В таком случае учитель не будет работать с полной отдачей, а будет довольствоваться количеством детей. Такой принцип особенно выгоден малограмотному учителю. А каждая реформа должна работать на реализацию предметных знаний и методического таланта педагога.

Возьмем школы в глубинке. Ведь они совсем разные. Есть школы, где в классе сидят 5-6 учащихся: то есть детей не хватает. Виноват ли в такой ситуации грамотный сельский учитель?

Мы же хорошо знаем проблемы с рождаемостью. Откуда и каким образом набрать нужное количество детей в селениях? При таком положении дел, если внедрить количественный принцип, то это закономерно приведет к явному ущемлению прав учителя.

Говоря о целесообразности количественного принципа, мы должны учесть особенности школьных предметов. Понятно, что каждый предмет имеет свою специфику. Естественные предметы связаны с формулами, теоремами, лабораторными занятиями, а гуманитарные, за исключением грамматики, опираются на повествовательность (рассказывание). Так что количество детей на уроках предметов естественного и гуманитарного циклов по-разному будет влиять на деятельность учителя. Разберем эти особенности конкретно. Возьмем урок истории. Обычно он строится на принципе сплошного рассказа. И поэтому здесь особых сложностей нет.

Для учителя истории количество детей не столь тягостная проблема. Но другое дело урок математики. Он всегда строится на формулах и теоремах – здесь сложных моментов хватает.

Чем больше детей в классе, тем труднее учителю объяснить суть формулы и теоремы, потому что математические понятия легко не усваиваются. Или возьмем урок грамматики.

Язык, конечно, гуманитарный предмет, но структурно сложный: много правил, усвоение которых требует много усилий. Фонетика, орфография, пунктуация, синтаксис представляют собой достаточно сложные разделы. Здесь тоже количество детей в классе для учителя имеет принципиальное значение: чем больше детей, тем выше напряженность. Из этих рассуждений можно сделать следующий вывод: количественный принцип оплаты труда учителя можно применить к преподавателям таких предметов, как язык, математика, физика, информатика, химия, то есть должен быть дифференцированный подход. Следовательно, общая установка на внедрение количественного принципа повсеместно не окажется приемлемой.

Количественный принцип оплаты учительского труда можно выборочно распространить на проверку тетрадей. Математику и языковеду следует платить по количеству детей: чем больше тетрадей для проверки, тем больше надо платить, потому что эта работа очень утомительная и ответственная. Отдельным предметникам следует платить по количеству детей в классе. Но это вовсе не означает, что другим (историкам, обществоведам, культурологам) надо платить мало. Необходимо выработать специальные механизмы оплаты труда учителей-гуманитариев. Ведь учительский труд заслуживает достойной оплаты, так как напрямую связан с воспитанием детей и молодежи.
 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»