Купить PDF-версию
17:40 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:02 17.03.2011

Реформа образования касается каждого

Реформа образования в нашей стране продолжается уже не первый год. Учителя, родители, руководители школ, политики, ученые, представители общественности, депутаты всех уровней принимают активное участие в обсуждении проектов закона «Об образовании Российской Федерации» и новых государственных общеобразовательных стандартов. Совсем недавно большая группа педагогов в ходе обсуждения этих нововведений обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с настоятельной просьбой отложить введение новых стандартов.

С чем же связано недовольство и чего опасаются преподаватели школ, родители?

Прежде всего разберемся в вопросе, который волнует сейчас многих, – что в этом проекте принципиально нового?

По утверждению специалистов Минобразования РФ, он предоставляет ребятам не только возможность выбора предметов, которые они хотели бы изучать на том или ином уровне, но и позволяет их подготовить к такому выбору. Последнее в свою очередь должно быть обусловлено качественным, максимально полным обучением в основной школе.

В целом, как отмечают независимые эксперты, это крен в сторону специализации уже на уровне школы. Ребята уже к 10 классу сами должны определиться, кем они хотят стать в жизни, и соответственно выбрать в качестве основных предметов гуманитарного блока либо точные науки, либо естественные дисциплины или даже искусство.

Число обязательных предметов в стандарте как минимум десять. Четыре из них – физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта – предлагается сделать обязательными для всех, причем объем их изучения будет четко определен. Остальные обязательные предметы школьники смогут выбирать сами из шести предложенных в проекте блоков.

Согласно проекту, в первый блок входит русский язык и литература, родной язык и родная литература. Во второй включены иностранные языки. В третий — математика и информатика. Четвертый содержит общественные науки. Пятый — естественные науки. Шестой – искусство или предмет по выбору.

Проект нового общеобразовательного стандарта старшей школы был разработан Российской академией образования. Он коренным образом меняет систему обучения в 10-11 классах, позволяя школьникам выбирать не только сами предметы, но и глубину их изучения.

Как отмечает независимая экспертиза, ни один законопроект не вызывал еще в обществе такой бурной реакции, как проекты этих двух законов. Вопросов к проектам немало. Для многих педагогов, родителей до сих пор содержание предмета «Россия в мире» остается непонятным. Кто его будет вести и по каким программам? Что будет с прежними учебниками, пособиями? К чему приведет подобная узкая специализация и как быть тем, кто ошибся в выборе и уже не сможет себя реализовать? Почему Америка отказывается от подобной системы обучения, возложив на нее вину за общее отупение нации?

На эти и многие другие вопросы предстоит ответить прежде, чем внедрять все это у нас в стране. В любом случае сначала нужно подготовить учителей, только потом испытывать нововведения на школьниках.

Меня, как и очень многих родителей, волнует вопрос, кто берет на себя ответственность за судьбы тех детей, которые, ошибившись в выборе, не смогут далее себя реализовать? К сожалению, вопрос этот остается без конкретного ответа.

Многих родителей волнует вопрос, кто берет на себя ответственность за судьбы тех детей, которые, ошибившись в выборе, не смогут далее себя реализовать? К сожалению, вопрос этот остается без конкретного ответа

Получается, подросток в 16-17 лет не имеет права на ошибку, он обязан точно раз и навсегда – на всю жизнь – сделать выбор. Между тем взрослые вполне могут ошибаться, и не один раз. Достаточно напомнить, сколько раз женятся (ошибаясь!) даже известные люди страны. И потом, как быть с концепцией непрерывного образования – учиться всю жизнь, иначе окажешься на обочине, аутсайдером. Как учиться, если не получил (ошибся!) базовых знаний в школе?

В этой ситуации, повторюсь, что с реформой образования в России, думаю, спешить не надо. Передовое образование – это лучшее, что нам досталось в наследство от страны социализма. Куда полезнее было бы заняться материальным оснащением школ.

И тут ситуация в нашей республике оставляет желать много лучшего. Об этом не раз публично говорили многие наши влиятельные политики, в том числе и глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. Недавно в интервью газете «Аргументы и факты» он сказал: «Сегодня у нас более 30% детей учатся во вторую и третью смены. 60% учреждений образования располагаются в ветхих помещениях. Важно помнить о том, что Дагестан – один из немногих регионов страны с высокой рождаемостью и естественным приростом населения. Более 50 % населения – молодежь. Из-за этого в республике не хватает школ, больниц, спортивных и культурных объектов. Для выхода хотя бы на среднестатистический уровень Дагестану нужна специальная государственная программа социально-экономического развития республики».

Президент РФ Дмитрий Медведев, учитывая важность обсуждаемого вопроса, назначил специальную комиссию, чтобы она тщательно проанализировала и учла все замечания, поступившие к проекту закона «Об образовании». Министр образования и науки Андрей Фурсенко призвал своих оппонентов продолжить дискуссию, используя только законные методы – без кидания кирпичей, камней, не создавая вражды между людьми, имеющими разные мнения…

Основная идея концепции реформы образования, как отмечают эксперты, должна заключаться в том, что в XXI веке главным конкурентным капиталом, главным источником развития региона являются его высокообразованные граждане. Для того чтобы любой регион России стал сильным и богатым, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Для раскрытия такого потенциала общество должно создать безопасные условия жизни, улучшить состояние здоровья нации, обеспечить ее доступ к знаниям путем непрерывного образования через всю жизнь.
И здесь практика показывает, что далеко не все у нас в стране гладко. Есть вопросы, которые требуют глубокого осмысления, изучения, анализа. Возьмем, к примеру, ситуацию в образовании в сельской местности. Она, по свидетельству многих экспертов, просто тревожная. И в этом, по утверждению отдельных специалистов, виновата новая система финансирования сельских школ.

Действительно, за последние 10 лет в стране закрыто около 9 тысяч сельских школ. В год мы теряем минимум 800-850 учреждений среднего образования. Введение новой системы образования лишь ускорило этот процесс. К сожалению, конкретных и реальных шагов для изменения ситуации не предпринимается. Закрывая школы, государство где-то пытается сэкономить, потому что нанять автобус и возить несколько учеников в райцентр дешевле, чем содержать учебные заведения.

Но весь вопрос в том, насколько это оправдано? Особенно в условиях нашей республики… Уверен, что подход к развитию образования в Дагестане в целом, в сельской местности в частности, должен быть индивидуальным.

Реформу образования задумывали в том числе и для того, чтобы побороть коррупцию. Но практика показывает, и об этом свидетельствуют многочисленные факты, что введение ЕГЭ во многих случаях усилило коррупционную составляющую в общеобразовательных учебных заведениях.
Цивилизованный путь развития государства давно и всем известен – это образование. При этом важно помнить: образование должно не только обучать, но и прежде всего воспитывать молодое поколение.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

5
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...