«Родные языки – от слова «Родина»…
0:00 10.09.14
1
Рубрика: Образование
В приоритетном проекте «Просвещенный Дагестан» отдельным разделом выделен в качестве основного направления дагестанского образования региональный компонент. И в этой связи особую значимость приобретает постановка вопроса о всестороннем развитии ученика, его творческого мышления, возрастают требования к программам.
По мнению педагогов, современные программы и учебники для городских школ по языкам страдают рядом недостатков, основными из которых являются несовершенство программ по языкам. В них, с точки зрения учителей, недостаточно самостоятельных и творческих разделов, работ, не выделены в отдельный блок воспитательные направления, не обозначены научные основы преподавания той или иной темы, раздела, чрезмерно велик объем теоретического материала, мало творческих заданий и упражнений развивающего характера, не продумана словарная работа. Асият Гаджиева, учитель родных языков МБОУ лицей №3 г. Махачкалы, оценивает учебные программы как практик и судит о преимуществах и недостатках учебников по языкам с точки зрения языковеда.
— Перед учителем стоит ряд неотложных учебных и воспитательных задач, — рассказывает она. — И прежде всего учитель родного языка должен быть высококвалифицированным специалистом как в научно-теоретическом, так и в методическом планах. Главное, что хотелось бы подчеркнуть: без энтузиазма и большой любви к своему народу и его языку быть хорошим педагогом и наставником, особенно в городских школах, невозможно. Учитель родного языка в городских школах, где родные языки еще не обрели статус равноправных в числе других, сам должен являться составителем учебника, программ, быть тонким методистом, организатором учебного процесса.
И в первую очередь, учебный процесс должен включать в себя умение учителя заинтересовать учащихся в изучении языка и культуры своего народа, чтобы уяснить их место среди других народов и культур России и мира. Немаловажно заинтересовать и родителей, носителей языка, чтобы поставить перед ними задачи формирования и становления гражданина. Важно использовать вузовский потенциал с приглашением студентов на открытые уроки, классные и общешкольные мероприятия, посвященные родному языку и родной литературе, чтобы создать в классе атмосферу научно-методического центра.
Все это требует огромного, кропотливого труда самого учителя родного языка. В отличающихся по специфике от сельских, городских школах на уроках родного языка работу надо вести таким образом, чтобы ученик получал сведения не только о языке, но и о культуре, быте, аулах, традициях, обрядах и обычаях, чтобы учащиеся, как и городские дети других народностей, были приобщены к истокам культуры народов Дагестана.
Одновременно стоит отметить, что, наряду с учебным процессом, учитель должен вести воспитательную работу. В круг внимания учащихся должны входить не только жизнь и быт своей семьи, но и родственников, родных, живущих и в городе, и в ауле, включая микротопонимику родных мест, что помогает ознакомиться с историей возникновения языка. Важны тематические уроки, с помощью которых изучается язык. И, безусловно, урок должен строиться с привлечением игровых компонентов, чтобы ученики органично втягивались в работу, рассказывали о впечатлениях от пребывания в родном ауле, об односельчанах, природе. Все это дает возможность детям свободно чувствовать себя, уверенно участвовать в учебном процессе.
Книжная полка в доме — немаловажный элемент обучения и воспитания учащегося. В изучении кумыкского языка, который преподает Асият Гаджиева, важное место занимают поэзия и проза, из которых ученики черпают материал, исторические сведения. Немаловажное место занимает устное народное творчество. Кумыкские скороговорки, сказки, загадки, ритуальные песни знает каждый ее подопечный. Связь языка и литературы помогает не только обучать родному слову, но и прививать им любовь к своему народу. Каждый год, с привлечением учащихся и их родителей она проводит в школе вечера, посвященные кумыкскому языку.
На тематические уроки учитель приглашает преподавателей ДГУ, студентов-выпускников и студентов 4-х и 5-х курсов кумыкской группы, учителей кумыкского языка из других школ города. Уроки А.Гаджиевой посещают директор, завуч, учителя школы. Ученики, чувствуя особую ответственность, с удовольствием декламируют стихи, поют, танцуют, выступают с авторскими сценариями. Все это, считает А. Гаджиева, развивает личность учеников, идентичность, прививает любовь к языку.
Айна Алиева
1
0:00 10.09.14
Статьи из рубрики «Образование»
-
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов. «Если мы не будем...
37
11:09 17.03.23
-
Здоровье и знания всегда в приоритете →
Автопарк медицинских учреждений республики продолжает пополняться: ключи от 28 новых санитарных машин Lada Granta...
20
10:34 17.03.23
-
Касается российских студентов и преподавателей: Глава государства Владимир Путин предложил провести...
26
9:16 14.03.23
-
Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты...
20
10:16 10.03.23
-
Год педагога и наставника
Основательный. Такое впечатление производит молодой учитель родных языков из села Хутниб Гунибского района...
22
8:57 03.03.23
-
Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в прошлом занимался...
26
10:21 22.02.23