Купить PDF-версию
15:34 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
00:00 10.09.2014

«Родные языки – от слова «Родина»…

В приоритетном проекте «Просвещенный Дагестан» отдельным разделом выделен в качестве основного направления дагестанского образования региональный компонент. И в этой связи особую значимость приобретает постановка вопроса о всестороннем развитии ученика, его творческого мышления, возрастают требования к программам.

По мнению педагогов, современные программы и учебники для городских школ по языкам страдают рядом недостатков, основными из которых являются несовершенство программ по языкам. В них, с точки зрения учителей, недостаточно самостоятельных и творческих разделов, работ, не выделены в отдельный блок воспитательные направления, не обозначены  научные основы преподавания той или иной темы, раздела, чрезмерно велик объем теоретического материала, мало творческих заданий и упражнений развивающего характера, не продумана словарная работа. Асият Гаджиева, учитель родных языков МБОУ лицей №3 г. Махачкалы, оценивает учебные программы как практик и судит о преимуществах и недостатках учебников по языкам с точки зрения языковеда.

— Перед учителем стоит ряд неотложных учебных и воспитательных задач, — рассказывает она. — И прежде всего учитель родного языка должен быть высококвалифицированным специалистом как в научно-теоретическом, так и в методическом планах. Главное, что хотелось бы подчеркнуть: без энтузиазма и большой любви к своему народу и его языку быть хорошим педагогом и наставником, особенно в городских школах, невозможно. Учитель родного языка в городских школах, где родные языки еще не обрели статус равноправных в числе других, сам должен являться составителем учебника, программ, быть тонким методистом, организатором учебного процесса.

И в первую очередь, учебный процесс должен включать в себя умение учителя заинтересовать учащихся в изучении языка и культуры своего народа, чтобы уяснить их место среди других народов и культур России и мира. Немаловажно заинтересовать и родителей, носителей языка, чтобы поставить перед ними  задачи формирования и становления гражданина. Важно использовать вузовский потенциал с приглашением  студентов на открытые уроки, классные и общешкольные мероприятия, посвященные родному языку и родной литературе, чтобы  создать  в классе атмосферу  научно-методического центра.

Все это требует огромного, кропотливого труда самого учителя родного языка. В отличающихся по специфике от сельских, городских школах на уроках родного языка работу надо вести таким образом, чтобы ученик получал сведения не только о языке, но и о культуре, быте,  аулах, традициях, обрядах и обычаях,  чтобы учащиеся,  как   и городские дети других народностей, были приобщены к истокам культуры народов Дагестана.

Одновременно стоит отметить, что, наряду с учебным процессом, учитель должен вести воспитательную работу. В круг внимания учащихся должны входить не только жизнь и быт своей семьи, но и родственников, родных, живущих и в городе, и в ауле, включая микротопонимику родных мест, что помогает ознакомиться с историей возникновения языка. Важны тематические уроки, с помощью которых изучается язык. И, безусловно, урок должен  строиться с привлечением игровых компонентов, чтобы  ученики органично втягивались в работу, рассказывали о впечатлениях от пребывания в родном ауле, об односельчанах, природе. Все это дает возможность детям свободно чувствовать себя, уверенно участвовать в учебном процессе.

Книжная полка в доме — немаловажный элемент обучения и воспитания учащегося. В изучении кумыкского языка, который преподает Асият Гаджиева,  важное место занимают поэзия и проза, из которых ученики черпают материал, исторические сведения. Немаловажное место занимает устное народное творчество. Кумыкские скороговорки, сказки, загадки, ритуальные песни знает каждый ее подопечный. Связь языка и литературы помогает не только обучать родному слову, но и прививать им любовь к своему народу. Каждый год, с привлечением учащихся и их родителей она проводит в школе вечера, посвященные кумыкскому языку.

На тематические уроки учитель  приглашает преподавателей ДГУ, студентов-выпускников и студентов 4-х и 5-х курсов кумыкской группы, учителей кумыкского языка из других школ города. Уроки А.Гаджиевой посещают директор, завуч, учителя школы. Ученики, чувствуя особую ответственность, с удовольствием декламируют стихи, поют, танцуют, выступают с авторскими сценариями. Все это, считает А. Гаджиева, развивает личность учеников, идентичность, прививает любовь к языку.

Айна Алиева

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...