Купить PDF-версию
14:50 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
07:46 12.05.2011

Школа: обучая, развивать

В последнее время в средствах массовой информации проходит горячее обсуждение федеральных образовательных стандартов старших классов, инициированное общественностью и педагогическим сообществом страны. Между тем в предыдущие годы спокойно прошло утверждение федеральных стандартов начальных классов и среднего звена. Ныне федеральный стандарт начального общего образования - государственный документ, он утвержден. Уже с 1 сентября этого года в первых классах всех образовательных учреждений России начинается обучение детей по новым стандартам, которые кардинально меняют цели и идеологию образования в целом, и ставится задача перехода от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения.

Закон – федеральный стандарт

Фундаментом в образовательной системе является начальная школа. Поэтому её роль всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В 2008-2009 в 14 регионах России проходила экспериментальная проверка стандартов второго поколения. Наша республика позже других регионов вступила в эту работу. Поэтому апробация стандартов, которая осуществлялась сотрудниками Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, в ускоренном порядке была проведена в первых и пятых классах некоторых образовательных учреждений республики. В этой работе не были задействованы профильный Дагестанский НИИ педагогики им.А.А.Тахо-Годи, имеющий большой опыт создания и апробации программ, учебников, стандартов, факультет начальных классов ДГПУ, педагогические колледжи и другие образовательные учреждения республики.

Тем не менее наша республика считается одним из регионов, где прошло успешное апробирование федерального стандарта начального общего образования. Необходимо отметить недостаточность проведенного эксперимента и по стране в целом, который длился всего два года. Оценивать освоение планируемых стандартом результатов основных образовательных программ представляется возможным только после их апробации на протяжении всех четырёх лет начального обучения.

По каким учебникам учить

Безусловно, современная школа, особенно начальная, требует совершенно новых подходов и результатов, на которых рассчитывают семья, общество и государство. В этой связи чрезвычайно важно обратить внимание на соотношение заявленной идеологии стандартов начального образования и механизмов ее реализации в современном образовательном процессе. Главная проблема — это выбор образовательным учреждением (учителем) учебника, являющегося основным инструментом введения стандарта. Приказом Министерства образования и науки РФ (от 24 декабря 2010 г.№2080) утверждён список учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011 -2012 гг., в котором есть два раздела: первый под названием «Учебники, принадлежащие к системе учебников», а второй — «Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников». В «систему» входит 4 полных комплекта учебников по каждому предмету для 1 -4 классов, которых, по мнению разработчиков, объединяет единая педагогическая идея. Каждый комплект имеет своё название: «Начальная школа XXI в.», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100», Это по 10-11 книг для каждого класса начальной ступени обучения (русский язык; литературное чтение; математика; окружающий мир; информатика; технология; музыка; иностранный язык; физическая культура; основы духовно-нравственной культуры народов России). Что же касается «учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии», то здесь рекомендуется набор учебников по предметам начального образования, изданных крупными центральными издательствами.

Теперь представьте себе учителя начальных классов, которому предстоит выбрать из этих разделов Списка учебники, подходящие для своих учеников. Как он должен оценить и принять комплект учебников, состоящий из 10 и более названий? Ведь в конечном итоге ответственность за образовательный процесс несет учитель. Если даже на помощь учителям придут опытные методисты, готовящие их к работе по новым стандартам, оценка и выбор учебников должны основываться на результатах (качестве) обучения по этим учебникам. Разработчики утверждают, что предлагаемые учебники (например, В.Г.Горецкого, М.И.Моро и др.) издаются десятилетиями, они относятся к числу «наиболее известных в стране… Более половины учеников начальных классов России обучаются» по этим учебникам. В изменившихся условиях образования это положение требует разъяснения. Ранее, до введения стандартов, в соответствии с вариативностью начального образования, учителю предлагались комплекты федеральных учебников, относящихся к одной из трех альтернативных образовательных систем: традиционной, системы развивающего обучения Л.В.Занкова, деятельностно-развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Названные выше учебники относились к традиционной системе. Новый стандарт основан на системно-деятельностном подходе, разработанном Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Поскольку все учебники рекомендованы как соответствующие новому стандарту, их концепция и содержание должны быть скорректированы с учетом изменившихся приоритетов начального образования. Поэтому и эти учебники известных авторов требуют апробирования в школе.

Рациональность и полезность решения о фондировании учебников во многих аспектах, безусловно, очевидны. Однако в процедуре заказа нередко происходит лоббирование издательств чиновниками ведомства без достаточной аргументации выбранных учебников. Кроме того, у нас давно существует рынок школьных учебников, который зависит от того, как заинтересованные лица «проталкивают» те или иные учебники. Тут работает совсем простая схема приобретения учебников — выбираем то, что предлагает рынок. К сожалению, такие подходы не могут обеспечить достижения учащимися тех результатов, которые определены федеральным стандартом начального образования.

Масштабная работа по введению стандарта предстоит не только в связи реализацией содержания образования. Самым тяжелым для отрасли является вопрос финансового обеспечения. На страницах «Дагестанской правды» уже писали об отсутствии соответствующей материально-технической базы для работы по стандартам. В начальной школе появляется десять часов оплачиваемого дополнительного образования (секции и кружки по интересам и т.д.). Для проведения обязательной внеурочной деятельности, как минимум, школа должна быть односменной. Для каждого ребенка должно быть создано электронное место. Оборудованный кабинет для того, чтобы учить детей по стандартам, стоит немалых денег. Как будут решаться все эти проблемы?

Язык обучения

Язык обучения — один из главных аспектов, помогающих школе решить ее проблемы. Русский язык в многонациональном Дагестане является языком межнационального общения, средством социализации, интеллектуализации личности. Задача дагестанской национальной школы состоит в том, чтобы учащиеся как можно раньше практически овладели русским языком, чтобы он мог стать для них, наряду с родным языком, средством общения и орудием мышления. Федеральный стандарт определяет сущность обучения русскому языку как государственному и языку межнационального общения. При этом упускаются особенности, цели, тенденции обучения русскому языку как неродному в условиях многонационального государства.

В неравные стартовые условия поставлены школы с русским языком обучения и школы с родным языком обучения, относящиеся к разным типам образовательных учреждений. Так, например, в базисном учебном плане образовательных учреждений РФ, являющимся важнейшим документом по введению стандарта, в начальных школах с русским языком обучения на русский язык и литературное чтение отводится больше учебного времени, чем в школах с родным языком обучения. Школы с родным языком обучения (раньше эти школы называли национальными) — это сегодняшняя реальность нашего региона.

Государственно-правовые основы национальной школы закреплены в Конституции РФ, в законах РФ «Об образовании» и «О языках народов Российской Федерации». Образовательные вопросы должны решаться в соответствии с законодательной базой. В системе образования Республики Дагестан сельские школы составляют более 85%. В первый класс сельских школ преимущественно поступают дети, совершенно не владеющие русским языком. Обучение русскому языку проходит в условиях отсутствия (или слабо выраженной) русской языковой среды. Бытующее мнение о том, что сельские дети смотрят телевизор и овладевают некоторым запасом русских слов, не выдерживает никакой критики. Телевизор не создает русской речевой среды. Как показывают наблюдения, нерусские дети смотрят изображение на экране и слушают музыку и по ним догадываются о содержании передачи, не воспринимая русскую речь на слух. Поэтому умению слушать, понимать русскую речь их нужно научить в школе по специальной методической системе с опорой на родной язык и с учетом трудностей, вызванных особенностями родной речи (интерферирующим влиянием родного языка).

Нерусский ребенок воспринимает мир и то, что он в нем видит, на основе родного языка. Отсюда единство языка и мышления. Наукой и практикой доказано, что обучение русскому языку нерусских учащихся необходимо осуществлять с учетом принципа опережающего обучения родному языку (обучение родной речи опережает развитие русской речи, обучение русской грамоте начинается после изучения родной грамоты и т.д.). Только такой подход может способствовать формированию в школе дагестанско-русского (аварско-русского, даргинско-русского и т.д.) двуязычия как планомерного, целенаправленного процесса развития речевой деятельности у нерусских учащихся — умение слушать и понимать русскую устную речь, говорить, читать и писать. Осуществление начального образования на родном языке при одновременном интенсивном обучении русскому языку — основа для формирования личности, способной к свободному общению на русском и родном языках в различных условиях поликультурного пространства, что является социальным заказом многонационального общества.

Одним из основных средств формирования языковой личности является учебник русского языка. В субъектах РФ, в том числе и в Дагестане, создаются учебники русского языка для начальных классов, исходя из сложившейся в данном регионе языковой ситуации, социолингвистических, психологических, педагогических, этнокультурных факторов формирования национально-русского двуязычия, с учетом особенностей родного языка учащихся конкретной национальности, их языковой подготовки и прироста речевых возможностей, единых методов и приемов обучения родному и русскому языкам, реализации модели диалога родной и русской культур. Из центра же рекомендуется один учебник русского языка для работы в школах обоих типов – «с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения». Этим самым приравниваются учащиеся многонациональных поселений, значительная часть которых имеет высокий уровень владения русским языком, с учащимися мононациональных районов республики, приходящих в школу с нулевым знанием русского языка.

Необоснованный перевод учащихся сельских школ на другую модель обучения, нивелирование образовательных учреждений с родным и русским языками обучения, которые наблюдаются у нас в последнее время, могут привести к низкому качеству владения русским языком и незнанию родного языка, сокращению его образовательных функций. Преподавание в сельской начальной школе математики, окружающего мира и других предметов на русском языке как русскоговорящим детям без учёта степени владения русским языком учащихся нисколько не повысит общий образовательный уровень учащихся и может вызвать дисбаланс в развитии ребёнка даже при наличии у него высоких интеллектуальных возможностей. Поэтому хотя бы в первые 2-3 года следует обучать детей математике и др. предметам по переведенным на родной язык учебникам (с постепенным переходом на русский язык обучения).

Серьезная языковая проблема с освоением новых программ начального общего образования может возникнуть и в городских школах. В связи с миграционными процессами городские школы ежегодно пополняются сельскими детьми, плохо владеющими русским языком. Учителя городских школ испытывали трудности (даже в прежней системе) при обучении этих детей русскому языку и литературному чтению. Высокие требования к уровню образования, заявленные в стандарте, могут стать причиной сильнейших перегрузок для школьников и пробелов в их знаниях. Поэтому следует разработать выравнивающие программы и методики, позволяющие учителю дифференцированно и индивидуально обучать этих учащихся русскому языку, чтобы довести их до уровня подготовленности русскоязычных детей.

Исключив из базисного учебного плана составную часть – «национально-региональный компонент» – предметы этого компонента реформаторы разделили на 2 части: родной язык и литература входят в инвариантную (обязательную, неизменяемую) часть учебного плана, остальные предметы (история Дагестана, культура и традиции народов Дагестана и др.) в вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса. Вариативная часть осуществляется в рамках шестидневной недели. В начальной школе, работающей в режиме пятидневки, вариативная часть отсутствует. Если следовать этому принципу, изучение предметов этнокультурного профиля и увеличение часов на родной язык и литературу за счет вариативной части будут в прямой зависимости от режима школы.

Не в ущерб здоровью

Президент России Д.Медведев в своей инициативе «Наша новая школа» основным направлением считает качество образования и укрепление здоровья детей. На уровень здоровья детей, имеющего прямое отношение к качеству обучаемости, могут повлиять наметившиеся перегрузки в учебном процессе. В соответствии с новым стандартом существенно увеличились нормативы устной и письменной речи учащихся. Не всегда учитываются возрастные особенности младших школьников в требованиях к личностным и метапредметным результатам формирования универсальных учебных действий. Даже в предыдущей системе обучения органами здравоохранения отмечалось, что к концу первого класса процент здоровых детей снижается в 4 раза. В новой начальной школе уже с первого класса параллельно с каллиграфическими навыками вводится понятие «клавиатурного письма». Это значит, что каждый ребенок по окончании четвертого класса должен уметь вводить текст с клавиатуры десятью пальцами вслепую, уметь фиксировать, записывать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, уметь готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. По утверждению акад. РАО, директора Института возрастной физиологии М.Безруких, «для младшеклассников норма занятий за компьютером — по 15-25 мин. 3 раза в неделю. А чтобы достигнуть целей, поставленных в стандарте, заниматься надо гораздо дольше. Что происходит, когда ребенок долго сидит у компьютера? Устают неокрепшие мышцы спины, внимание рассеивается, информация не усваивается. Последствия такой усталости до конца не изучены».

Модернизации нет альтернативы

В республике есть хорошо оснащенные школы, в которых учителя внедряют в образовательный процесс современные педагогические идеи и новые технологии, они способны создавать свои программы и методики. Однако наряду с ними немало школ, в которых основными средствами обучения являются доска и мел. Учителя должны усвоить информатику до уровня активного владения (хотя бы в рамках данного стандарта). Нельзя забывать и о том, что в структуру начальных школ республики входят свыше трёхсот малокомплектных школ, организация учебного процесса которых не соответствует новым требованиям. Представляет­ся невозможным массовый переход всех школ на технологии развивающего обучения без надлежащей подготовки учителей. Первоначально предусматривался пятилетний период мягкого введения стандартов в практику школ на добровольной основе с учетом имеющихся в них условий для образовательной деятельности. Однако в процессе корректировки документа это крайне необходимое условие перехода на новую систему обучения не было учтено. В республике 1636 школ республики (из них 1426 сельских). Даже в пределах ранее предусмотренного срока возникли бы определенные трудности для приведения начальных классов всех этих образовательных учреждений в соответствие с критериями, необходимыми для введения нового стандарта (разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения; приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с новыми требованиями; определение учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; разработка модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся; повышение квалификации всех учителей начальных классов; обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования и т.д. и т.п.).

Однозначно, что школа должна быть творческой, свободной, современной. Для этой цели разрабатываются новые стандарты, внедряются инновации, вводится ЕГЭ… Однако не всегда эти позитивные инициативы согласуются с реальными возможностями регионов. Поэтому многие школьные реформы прошлых лет остались нереализованными до конца. Очень бы хотелось, чтобы идеи модернизации российской начальной школы, призванные обеспечить качественное конкурентоспособное, практически ориентированное образование и личностное развитие ученика, способствовали становлению гражданского общества, развитию и трансляции этнических культур, овладению учащимися русским языком и знанию ими родного языка, освоению нашими детьми ценностей родной, русской и мировой культур.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

4
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...