X
09:06 19.07.2018

Бей пахаря чаще – корень будет крепче!

Майсарат Мусаева – ученый-этнограф, изучающий мир детства, а точнее обряды, обычаи, традиции, связанные с участием детей. Уникальные факты приходится собирать по крупицам в долгих командировках по районам Дагестана.

Одна из ее работ посвящена поведению детей в традиционных календарных и сельскохозяйственных праздниках, религиозных обрядах и ритуалах.

Не во всех такого рода мероприятиях дети были главными действующими лицами, но их участие, по ее словам, было обязательным, особенно в обрядах встречи нового хозяйственного года, вызывания дождя. В главных весенних праздниках, которые в XIX – начале ХХ вв. довольно пышно отмечались, – Навруз-байраме и Празднике первой борозды, заметную роль играли именно дети и подростки.

Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.

У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собрали, обходя с поздравлениями родственников и соседей. Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков.

Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Навруз келди. Байрамынъыз бан кутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!). Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, что чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры. Ни один праздник не обходился без конных состязаний.

Праздник первой борозды

Этот праздник был одним из самых значительных и распространенных среди многих дагестанских народов. До выхода плуга в поле никто не имел права начинать весеннюю пахоту: считалось, что урожай зависит от того, насколько удачлив пахарь. У аварцев, народов Западного Дагестана и у даргинцев полагалось после вспашки распугивать быков. Например, ахвахские дети, закидывая пахаря, сеятелей и быков камешками и комками земли, при этом кричали: «Комок – в пахаря, зерно в землю, колос – к нам!» Взрослые громко повторяли: «Бей пахаря чаще – корень будет крепче!» В этот же день отмечали день рождения всех мальчиков, родившихся в селении за год. Родители готовили угощения для всего села.

У аварцев из селения Гочоб по обычаю всех двухлетних мальчиков родители приводили в поле, которое предстояло вспахать. Приносили на праздник курдюк, сосуд вина, бузу, пироги и фрукты. Именно в этот день объявлялось и о совершеннолетии парня. Сверстники должны были выстроиться в шеренгу на проведенной борозде и устроить бег до ее конца.

Вызывайте дождь так

В обрядах вызывания дождя главными действующими лицами были ряженые мальчик или девочка, украшенные зелеными ветками или снопами из травы. Во время шествия детей по селу их обильно поливали водой.

У каждого из народов Дагестана есть различные обращения к ряженому, возможно, олицетворявшему божество дождя. У кумыков несколько таких божеств, вероятно, появившихся в разное время. Одно из них – Земире, к нему обращались девочки-подростки во время обряда вызывания дождя и солнца. Девочки пели заклинание, обращаясь к изображению женщины, сделанному белой глиной или углем на деревянной лопате, которую несли высоко над процессией. Дети должны были исполнять песню у ворот каждого дома, в ответ их поливали водой и давали сладости. У кумыков существовал еще и такой обычай: во время засухи пронести хлеб в форме куклы до реки и полить ее речной водой.

Таты для хорошего урожая проводили обряд «Гудур-бой». В период от новолуния до полнолуния молодежь вставала в час ночи, обходила весь аул с песнями до самого утра. Хозяин, услышав стук в ворота и слово «Гудур-бой», пускал всех в саклю. Хозяйка давала денег, мерку муки, кусок мяса, колбасу из баранины или курдючного сала.

Этнограф Г. Ф. Чурсин считал, что обливание водой друг друга – обычай, весьма распространенный на Кавказе. Эта невинная забава имеет далеко не невинное происхождение. В стародавние времена, чтобы умилостивить разгневанного владыку вод, в жертву ему бросали в реку или озеро человека. Позднее стали довольствоваться тем, что его только окунали в воду. Отсюда и ведет свое начало обрядовое обливание водой. Люди верили: если привлечь к обрядам детей, то есть чистых и безгрешных созданий, земля ответит хорошим урожаем.

Во все времена дети участвовали в мусульманских праздниках. Один из самых любимых – Ураза-байрам. Нарядно одетые, они с раннего утра обходят дома с поздравлениями. Сейчас их угощают сладостями, а раньше давали вареные яйца, хлеб, куски мяса.

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

69
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

104
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

65
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

28
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Праздник из глубины веков

214
В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно...

Повернуть солнце

87
Весна, лето, осень – сезоны, когда в сёлах Дагестана работать приходилось не покладая рук....

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

183
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

3059
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Статьи из «Общество»

Каспий: кто и что убивает тюленей

19
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

4
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

6
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

4
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

7
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

12
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

62
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

23
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими:

Праздник, который объединяет

12
Рождество в Дагестане – это не только светлый и радостный праздник, напоминающий о...