Бей пахаря чаще – корень будет крепче!
Майсарат Мусаева – ученый-этнограф, изучающий мир детства, а точнее обряды, обычаи, традиции, связанные с участием детей. Уникальные факты приходится собирать по крупицам в долгих командировках по районам Дагестана.
Одна из ее работ посвящена поведению детей в традиционных календарных и сельскохозяйственных праздниках, религиозных обрядах и ритуалах.
Не во всех такого рода мероприятиях дети были главными действующими лицами, но их участие, по ее словам, было обязательным, особенно в обрядах встречи нового хозяйственного года, вызывания дождя. В главных весенних праздниках, которые в XIX – начале ХХ вв. довольно пышно отмечались, – Навруз-байраме и Празднике первой борозды, заметную роль играли именно дети и подростки.
Например, у лакцев неженатые юноши и подростки за неделю до Навруза лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкались стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.
У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьем или катанием вареных, часто окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собрали, обходя с поздравлениями родственников и соседей. Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом. Хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков.
Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле: «Навруз келди. Байрамынъыз бан кутлаймыз!» (Навруз пришел. С праздником поздравляем!). Идущий впереди нес палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, что чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры. Ни один праздник не обходился без конных состязаний.
Праздник первой борозды
Этот праздник был одним из самых значительных и распространенных среди многих дагестанских народов. До выхода плуга в поле никто не имел права начинать весеннюю пахоту: считалось, что урожай зависит от того, насколько удачлив пахарь. У аварцев, народов Западного Дагестана и у даргинцев полагалось после вспашки распугивать быков. Например, ахвахские дети, закидывая пахаря, сеятелей и быков камешками и комками земли, при этом кричали: «Комок – в пахаря, зерно в землю, колос – к нам!» Взрослые громко повторяли: «Бей пахаря чаще – корень будет крепче!» В этот же день отмечали день рождения всех мальчиков, родившихся в селении за год. Родители готовили угощения для всего села.
У аварцев из селения Гочоб по обычаю всех двухлетних мальчиков родители приводили в поле, которое предстояло вспахать. Приносили на праздник курдюк, сосуд вина, бузу, пироги и фрукты. Именно в этот день объявлялось и о совершеннолетии парня. Сверстники должны были выстроиться в шеренгу на проведенной борозде и устроить бег до ее конца.
Вызывайте дождь так
В обрядах вызывания дождя главными действующими лицами были ряженые мальчик или девочка, украшенные зелеными ветками или снопами из травы. Во время шествия детей по селу их обильно поливали водой.
У каждого из народов Дагестана есть различные обращения к ряженому, возможно, олицетворявшему божество дождя. У кумыков несколько таких божеств, вероятно, появившихся в разное время. Одно из них – Земире, к нему обращались девочки-подростки во время обряда вызывания дождя и солнца. Девочки пели заклинание, обращаясь к изображению женщины, сделанному белой глиной или углем на деревянной лопате, которую несли высоко над процессией. Дети должны были исполнять песню у ворот каждого дома, в ответ их поливали водой и давали сладости. У кумыков существовал еще и такой обычай: во время засухи пронести хлеб в форме куклы до реки и полить ее речной водой.
Таты для хорошего урожая проводили обряд «Гудур-бой». В период от новолуния до полнолуния молодежь вставала в час ночи, обходила весь аул с песнями до самого утра. Хозяин, услышав стук в ворота и слово «Гудур-бой», пускал всех в саклю. Хозяйка давала денег, мерку муки, кусок мяса, колбасу из баранины или курдючного сала.
Этнограф Г. Ф. Чурсин считал, что обливание водой друг друга – обычай, весьма распространенный на Кавказе. Эта невинная забава имеет далеко не невинное происхождение. В стародавние времена, чтобы умилостивить разгневанного владыку вод, в жертву ему бросали в реку или озеро человека. Позднее стали довольствоваться тем, что его только окунали в воду. Отсюда и ведет свое начало обрядовое обливание водой. Люди верили: если привлечь к обрядам детей, то есть чистых и безгрешных созданий, земля ответит хорошим урожаем.
Во все времена дети участвовали в мусульманских праздниках. Один из самых любимых – Ураза-байрам. Нарядно одетые, они с раннего утра обходят дома с поздравлениями. Сейчас их угощают сладостями, а раньше давали вареные яйца, хлеб, куски мяса.