Быть или не быть


Отсутствие маршрутных автобусов отнюдь не красит нашу столицу. Толпы людей у обочин с вытянутыми руками, «тормозящих» маршрутки, - зрелище экзотическое. Такого ни в одном городе не увидишь. Днем они стайками летят по городу, и, обгоняя друг друга в погоне за клиентами, подставляют «хвосты» вслед идущим машинам, а вечерами в часы пик идут клином, заполняя улицы от бордюра до бордюра, так что и не пролезешь. Пока «отсидишь» в подобной пробке, к примеру, в дороге от Редукторного поселка до троллейбусного парка, порою сгорит полтора, а то и два часа драгоценного времени. Сколько маршруток сегодня на дорогах Махачкалы, ответить затруднительно, у разных инстанций цифра своя, однако большинство жителей и гостей столицы во мнении, что городу с населением, стремительно приближающимся к миллиону, без полноценного общественного транспорта в будущем просто не обойтись, едины.
Загазованность улиц, пробки, возникающие в час «пик» даже на широких автомагистралях Махачкалы, из-за чрезмерного скопления маршруток на дорогах, — говорит о необходимости срочного восстановления общественного транспорта уже сейчас. Перспективы придания Махачкале статуса туристической столицы Северного Кавказа, строительство городов-спутников — «Немецкой деревни», «Лазурного берега» — без разрешения столь острых транспортных проблем и вовсе не реальны. Городу нужны новые маршруты и комфортабельный общественный транспорт.
Пока же, к великому сожалению, мы являемся свидетелями обратных процессов. Ликвидировано десятки жизненно необходимых городу маршрутов, на которых курсировали автобусы. Также сокращаются и троллейбусные маршруты. За последние годы прекращено движение по улицам: Тимирязева, Октябрьской, А.Султана, Венгерских бойцов, Ярагского. Проезд в относительно дешевых троллейбусах до последнего времени был спасением для живущих в этих районах пенсионеров и малоимущих семей. Теперь же и цена подросла, отчего «социальный транспорт» явно сдал свои позиции городским маршруткам. С 15 марта нынешнего года, решением администрации Махачкалы проезд в троллейбусе вырос до 7 рублей, и это при «коммерческой цене» проезда в маршрутке — 9 рублей.
— Подобное повышение цены проезда отнюдь не решит проблем, накопившихся за долгие годы в МУП «Махачкалинское троллейбусное управление», — считает председатель профсоюзного комитета этого предприятия Адыл Марданов. Расчетная стоимость тарифа проезда составляет 22 рубля, и выручка от нынешней цены в 7 рублей, так же как и от старой, в 5 рублей не покроет расходов эксплуатации троллейбусов, однако это повышение сделает его недоступным для определенной категории пассажиров, потеряв которых, мы вряд ли увеличим свои сборы.
Общественный транспорт, во всем мире нерентабелен и дотационен. Не исключение — и положение дел с эксплуатацией троллейбусного парка в Махачкале. Если мы хотим, чтобы в нашей столице был сохранен экологически чистый общественный транспорт, мы должны не загонять его в угол, как это делается сегодня, а всесторонне его развивать, тогда он и будет не столь убыточен. Ситуация у нас катастрофическая. За 5 лет не приобретено ни одного троллейбуса. Количество подвижного состава троллейбусного управления сокращено вдвое, из которого более 60 процентов выработало нормативные сроки эксплуатации, этот, крайне изношенный, транспорт подлежит в ближайшее время списанию.
За эти годы более трети нашего коллектива сокращено. Квалифицированные электромонтеры, кабельщики, водители, в поисках лучшей доли увольняются. У предприятия задолженность по зарплате более двух миллионов рублей. Причиной тому проволочки в перечислении средств, выделенных из городского бюджета. Специалисты, которых не так легко подготовить, переезжают в Москву, где заработная плата в 3-4 раза выше, а также в Грозный, где в ближайшее время намечается пуск троллейбусного движения. Из-за просрочек в выплатах зарплаты, нас лишили лицензии на обучение водителей. Помимо всего в Махачкале количество троллейбусных маршрутов, похоже, и дальше будут сокращать, что в конечном счете может погубить наше предприятие.
Поводом для столь не радужных прогнозов Марданова, послужила «служебная записка» с предложениями «улучшения существующей ситуации» заведующего отделом промышленности транспорта и связи администрации г.Махачкалы Ш. Мусаева к Главе города Саиду Амирову. По мнению председателя профкома, предложенные меры лишь усугубят проблемы троллейбусного управления, с чем, при знакомстве с документом, трудно не согласиться.
Помимо экономических расчетов «служебной записки», суть которых в констатации нерентабельности и дотационости предприятия, в ней отмечается недостаточная «наполняемость» троллейбусов пассажирами. Поэтому предлагается в целях сохранения городского электротранспорта, как экологически чистого, и стабилизации производственной и экономической деятельности предприятия, в первую очередь акционировать МУП «Махачкалинское троллейбусное управление».
Во-вторых, цитирую «С учетом того, что в центре города, особенно на перекрестках Гамзатова — Дахадаева, Дахадаева — Коркмасова, Коркмасова — Толстого по вине троллейбусов создаются помехи движению, «пробки» оставить в городе две магистральные линии — по проспекту Шамиля, Акушинского и улиц Казбекова, Орджоникидзе, по возможности, восстановить линии по ул. А. Султана».
Таким образом, троллейбусное движение в центре города по улице Гаджиева, Коркмасова, Гамзатова, Гамидова предлагается закрыть, а взамен открыть новые маршруты: Махачкала — Каспийск, Махачкала — Кривая балка, а так же — маршрут от магазина 1000 мелочей до озера Ак-Гель на проспект Петра 1 и до самого1 рынка. В строительстве новых городских линий предлагается использовать оборудование со старых линий, а освободившиеся площади использовать на другие нужды города. Открытие этих маршрутов, по мнению Мусаева, приведет к увеличению пассажирооборота на 35-40 процентов. Финансирование же работ загородных маршрутов предполагается возложить на организации и предприятия республиканского уровня, администрации г. Каспийска и Кумторкалинского района.
Вполне очевидно, что данные рекомендации вызваны плачевным состоянием предприятия, но спасать экологически чистый общественный транспорт, выводя его за пределы центра города, из районов где «чистота» эта особо востребована, по меньшей мере, не совсем оправдано. Что касается использования троллейбусов за городом, то при всей сомнительности подобного подхода, в этом, возможно, и есть рациональное зерно, но зачем демонтировать на ладан дышащие линии центральных маршрутов города, а потом из них же собирать «новые», кому они мешают? Будь то из Каспийска или с Кривой Балки, пассажирам куда удобней без пересадок доезжать до самого центра, где расположены административные здания, министерства, ведомства и, наконец, огромный торговый комплекс, посещаемый ежедневно тысячами людей, разве это не аргумент в пользу увеличения «пассажирооборота»? Помехи движению автотранспорта, которые якобы создают немногочисленное количество троллейбусов в центре города, в большей степени вызваны беспорядочной ездой маршрутных такси, и несанкционированных их «накопителей» в районе ЦУМа, по поводу которых не раз выступали в прессе работники ГИБДД.
Беспокойство коллектива МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» вызвано прежде всего тем ,что при разработке подобных рекомендаций не учитывалось мнение специалистов троллейбусного управления. Немало усилий стоило предприятию обустройство инфраструктуры и наладка эксплуатации маршрутов центральных троллейбусных линий города. За немалые деньги были построены новые диспетчерские, отремонтированы тяговые подстанции, и электрические кабеля, теперь же их предлагают демонтировать, и затем собирать вновь. Со слов специалистов управления, со старым изношенным оборудованием новых линий не построить, в условиях отсутствия средств, они могут остаться лишь на бумаге. Обесточенное таким образом предприятие проще будет закрыть, чем реанимировать.. Такие примеры в Российских городах уже имеются.
Выход из создавшейся ситуации здесь видят в сохранении уже имеющихся маршрутов, а потом уже в строительстве новых. Фактором же, снижающим объемы дотаций из средств городского бюджета, может стать внедрение социальных проездных билетов для Федеральных льготников.
— В нашем городе льготники лишены возможности реализовать свое право на бесплатный проезд в общественном транспорте — заявляет Адыл Марданов. — На эти цели в 2007 году из средств Федерального бюджета было предусмотрено 13, а в нынешнем — 18 миллионов рублей, но эти средства не осваиваются. Этим попросту никто не занят, а ведь они покрыли б значительную часть выделяемых нам дотаций. Необходимо временно сохранить тариф в 5 рублей, а взаимоотношения с органами местного самоуправления построить на договорных, равноправных принципах. Понятно, что сегодня средств на приобретение нового транспорта нет ни у города, ни у республики, но ведь существуют механизмы лизинга, в таких случаях пользуются услугами банков, инвестиционных фондов. Без содействия же и гарантий властей республики, администрации города, самостоятельно нам этого не решить. Мы против изменения организационно-правовых форм предприятия в настоящее время без достаточного на то обоснования. В свою очередь, мы готовы разработать комплексные программы по сокращению издержек в расходах по эксплуатации, изысканию альтернативных источников дохода, внедрению ресурсосберегающих технологий и прочих мероприятий, способствующих повышению рентабельности нашего предприятия.
Статьи из «Общество»
«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

От Моздока до Праги

Светлое Христово Воскресение

Сочинение о геноциде русского народа

Русофобия как геополитическая компонента

Победный месяц
