Часы от товарища Сталина
12:06 27.11.15
2
Рубрика: Общество
Ее появление на сцене всегда было событием. Броская внешность, манера держаться и умение владеть аудиторией создавали особенную атмосферу – медиативную ауру, наполняя залы необыкновенной сердечностью. Особенный дар – петь всему зрительному залу, как для одного единственного зрителя – и есть секрет ее всепобеждающего успеха и популярности. Разносторонний талант, прекрасный голос, удивительное обаяние и артистизм многие годы покоряли сердца любителей музыки разных поколений всего многонационального Дагестана и России. Все это – народная артистка Дагестана и России, «соловей второго тысячелетия» Бурлият Ибрагимова.
Она родилась и выросла в прекрасном уголке нашей республики – селе Нижний Дженгутай – в окружении талантливого и известного музыкального рода. Неудивительно, что маленькая Бурлият научилась играть на гармонике, когда ей было всего 4 года. Красавица бабушка Ниярханум, виртуозная гармонистка, обожала свою внучку и, видя ее музыкальность, старалась петь ей народные песни, считалочки, подыгрывая на гармонике, а малышка пела и танцевала. Бабушка, вдохновленная умением внучки, сажала к себе на колени и выстраивала ее маленькие пальчики, сверху накладывая свои, нажимала на кнопочки и клавиатуру – оттуда лилась нескладная мелодия, которая со временем все уверенней слагалась в красивые звуки. Девочка росла, а вместе с нею росло и мастерство. Ее манило таинство сцены, она не только пела, но и дивно танцевала, еще в дошкольные годы Бурлият Ибрагимова участвовала в выступлениях семейного ансамбля. Шли годы. Когда бабушки не стало, известные для всех мелодии снова ожили в жизни семьи и села, зазвучав на различных праздниках, где юное дарование уже имело поклонников – благодарного зрителя.
А в 6 лет состоялся оставивший неизгладимое впечатление у зрителей и запомнившийся девочке на всю жизнь дебют на Кремлевской сцене во время Декады дагестанского искусства в 1940 году в Москве. Шестилетней Бурлият, которая выходила на сцену как солистка, было из-за чего волноваться. Кремль. Огромная сцена. В первых рядах – члены правительства во главе с Иосифом Сталиным. И когда на этом грандиозном представлении на сцену вышли дети, зал стоя зааплодировал им. Сталин поднялся на сцену, чтобы лично поприветствовать юных участников и наградить ценным подарком – золотыми часами от правительства. Иосиф Виссарионович вручил Бурлият именные часы. Это событие врежется в память юной артистки навсегда и станет стимулом для дальнейшего самосовершенствования в искусстве.
Уже позже, в 12-летнем возрасте, Бурлият работала актрисой и одновременно концертмейстером кумыкского сектора кукольного театра. С огромной теплотой и умилением окружающие наблюдали, как совсем еще маленькая девочка, снимая во время очередного представления специальные подставки для ног и едва успев снять с рук кукол, бежала к инструменту для исполнения музыкального проигрыша, а затем после спектакля давала сольный концерт. Уже тогда для многих была очевидна ее дальнейшая судьба – радовать окружающих своими песнями, делиться данным ей свыше даром.
По-настоящему популярным голос народной артистки Дагестана стал в 1950 году, впервые прозвучав на одном из концертов филармонии. Потом были выступления по радио, позже – на телевидении. «Поет Бурлият Ибрагимова…» звучало в эфире как позывные ушедшей эпохи. Этот голос и образ певицы стали символом народной культуры, женской красоты, изящества, нежности и изысканности. Универсальность сценического имиджа Бурлият Ибрагимовой, разносторонность репертуара обеспечивали ей неизменный успех у публики.
Исполнительская деятельность певицы богата и многогранна. Она одна из немногих, кто хранит в памяти сотни старинных сказаний-йыров и распевных сыранов, древних кумыкских обрядовых напевов и причитаний, детских прибауток, виртуозно аккомпанирует себе на гармонике.
Но самое большое признание и любовь Бурлият Акашимовна снискала как лирическая певица: здесь и народные, и авторские – бардовские – песни. Именно она стала первой исполнительницей такого жанра, можно сказать, внеся личный вклад в него. Песни собственного сочинения в ее исполнении доставляли высокое художественное наслаждение как неискушенному в искусстве слушателю, так и образованному музыканту.
Как истинно творческая натура, народная певица, всегда смело осваивала новые художественные горизонты. В 60-70-е годы прошлого столетия Бурлият Ибрагимова стала одной из первых исполнительниц кумыкских песен в эстрадном стиле. Народная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаз-бэнда, звучала особенно свежо и необычно для национального слуха.
Также она стала одной из немногих, для кого специально писали свои песни, романсы дагестанские композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, А. Абрамянц, П. Проскурин, С. Агабабов, С. Керимов. Многим из полюбившихся песен тех лет Бурлият Акашимовна, будучи актрисой Кумыкского театра, дала новую жизнь на песенной эстраде, на радио и телевидении. Так стали популярными песни и арии из музыки Н. Дагирова к спектаклю «Черные розы», Г. Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрексюйсе».
Еще одна грань ее богатой творческой биографии была связана с хором Дагестанского радио и телевидения. Этот хоровой коллектив был первым и долгие годы единственным интерпретатором музыки дагестанских авторов – Г. Гасанова, М. Кажлаева, С. Агабабова, Н. Дагирова, Ш. Чалаева, К. Шамасова, А. Джафаровой. А. Батыргишиева, А. Асельдерова и др. Вместе с хором и сольными программами она выступала в аулах родного Дагестана: на полевых станах перед тружениками сельского хозяйства, в школах, вузах, военных гарнизонах, на многочисленных фестивалях, конкурсах в Нальчике и Владикавказе, Грозном и Майкопе, Ереване и Краснодаре, Москве и Петербурге, в Турции, Франции, Италии, Болгарии, Польше… Все эти концерты проходили с большим успехом и неизменными аншлагами. 60 лет она представляла национальную культуру во многих странах достойнейшим образом как певица, поющая на языках не только Дагестана, но и других республик Кавказа.
Исполняемые народной артисткой песни и романсы советских композиторов, русская и дагестанская классика, кумыкский музыкальный фольклор составляют золотой фонд дагестанского радио и телевидения. А ее творчество – яркая и незабываемая страница в летописи музыкальной культуры Дагестана.
Бурлият Акашимовна и сегодня не мыслит себя вне общения со своими слушателями и зрителями. В диалогах с ней, в ее речи постоянно проступает объемная фраза «мой народ». И это не удивительно, потому что она пела для него, поистине став народной певицей.
2
12:06 27.11.15
Статьи из рубрики «Общество»
-
Орёл становится символом несвободы? →
Сфотографироваться с орлом на плече – этот бизнес стал очень популярен в Дагестане с началом туристического...
6
1 день назад
-
Коронавирус
С началом эпидсезона ожидаемо напомнили о себе разного рода инфекции. Не знаю, как у вас, уважаемые читатели,...
18
3 дня назад
-
Муниципалитеты
Население самого северного муниципалитета Дагестана – Южно-Сухокумска, основанного в 1958 году работниками...
11
3 дня назад
-
Муниципалитеты
В начале сентября в Южно-Сухокумске масштабно отпраздновали 65-летний юбилей города. Неслучайно праздник...
14
3 дня назад
-
Источник воспитания патриотов →
В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и межгосударственных...
9
3 дня назад
-
Колесо
Госавтоинспекция нам поможет →
Главный автоинспектор Дагестана Александр Шалагин обратил внимание на публикацию «Дагправды» под...
16
3 дня назад