Через века…
Громкое имя, яркая судьба, самоотречение и благородство, безоглядная храбрость и точность стратега. Это все о нем, об имаме Шамиле. Чем больше общаешься с людьми, посвятившими свою жизнь очищению его имени от всего наносного, привнесенного политической конъюнктурой, тем больше осознаешь его величие. И сегодня, через века, он вдохновляет людей на большие дела. Одним из таких проектов стал созданный в начале девяностых годов Фонд имени национального лидера. Напомню, что инициировал его создание народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вместе с известными учеными- историками Расулом Магомедовым и Дибиром Магомедовым. Восемь лет возглавлял фонд ученый Юсуп Дадаев, с его книгой «Столицы Шамиля» мы познакомили вас в прошлом номере.
— Фонд создавался с целью способствовать изучению истории Кавказской войны, — рассказывает он. — Мы искали и находили новые документы той поры, вводили их в научный оборот и публиковали в широкой периодике. За время, пока я руководил фондом, было издано свыше восьмидесяти работ: сборники, монографии, брошюры и другие издания, имеющие научную ценность. Проведено около двадцати конференций и семинаров, посвященных проблемам Кавказской войны. Кроме того, в разных уголках Дагестана установлены десятки памятников, открыты музеи славы в память об имаме Шамиле и его соратниках, в честь них названы улицы.
В настоящее время эта общественная организация объединяет более двухсот ученых, писателей, творческих работников страны и зарубежья.
Ныне руководит ею известный писатель, драматург, киносценарист Шапи Казиев. Один из осуществленных им проектов — документальный фильм «Шамиль. Последний путь», рассказывающий о последних годах жизни имама.
Фильм был снят при поддержке Сайгидпаши Умаханова, также в свое время возглавлявшего фонд. Документальная лента о Шамиле была представлена на многих международных кинофестивалях. Фильм переведен на несколько иностранных языков и вызывает большой интерес у зрителей разных поколений. Это говорит о том, что люди чувствуют необходимость знать свою историю. Большая работа проведена фондом по теме наград Шамиля. Нагрудные знаки его воинов ценились российским генералитетом. Самым страстным коллекционером был Александр Иванович Барятинский, наместник царя на Кавказе.
Имам Шамиль прекрасно понимал, что в войне моральная поддержка воинов не менее важна, чем боеприпасы или провиант. Знак, свидетельствующий о мужестве его обладателя, для мюридов и рядовых бойцов имел большое значение. Ориентируясь на наградную систему Турции, он ввел отличия для храбрых воинов, разработанные при помощи наибов Ахвердилава и Юсуф-Хаджи.
С 1841 года с завершением становления личной гвардии Шамиля — муртазигаторов появились медали. Среди них нет двух абсолютно одинаковых. Общие лишь основные принципы оформления – полузвезды для генералов, круглые – для сотников, треугольные – для трехсотников. Серебряные небольшие эполеты и темляк могли получить только пятисотенные командиры.
Кроме того, были они в виде полумесяца и других форм с надписями на арабском. Часто встречались и именные отличия под точно указанным именем воина.
В конце 1842 года Шамиль учредил род военной иерархии, и в достоинство соответственные званию генерала возведены были тогда Ахверды-Магома, Шуаиб Мулла и Уллубий Мулла, прочие же наибы – в степень капитанов.
Но высшим отличием был знак, имевший вид овальной медали с вырезками, так что он несколько походил на крест. Исключительным правом Шамиля было награждение только высших командиров. Кроме него самого, это право имели и наибы.
Наряду с медалями за храбрость, в имамате Шамиля существовали и своеобразные «антинаграды» за трусость. Тем, кто проявил в сражении малодушие, обшивали правый рукав черкески войлоком или пришивали на спину кусок материи. Их оставляли до тех пор, пока виновный не проявит храбрость в бою.
В случае, когда ордена и медали вручал лично Шамиль, они могли быть частично покрыты позолотой. Несмотря на то, что люди из ближайшего окружения Шамиля могли похвастать не одним знаком отличия, сам имам их не имел, как и ярких украшений вообще.
Необходимо отметить, что каждая награда имама Шамиля – высокохудожественное произведение декоративно-прикладного искусства дагестанских ювелиров.
Вот некоторые надписи на них в переводе Хаджи-Мурада Доного:
«Этот почетный знак имам даровал тому, кто проявил геройство в народе», «Этот молодец в битве нападает, как лев», «Это орден высокосановного, явно достойного», «Кто думает о последствиях, тот не герой», «Он проявил мужество, подчиняясь наибу Гаирбеку».
Всемирный Фонд Шамиля учредил Золотой орден «Имам Шамиль», который вручают за вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.