Геостратегия страны и Евгений Гвоздев


Геостратегия – это дело по укреплению могущества страны в системе международных отношений. Главным из таких средств, как известно, является военный потенциал, совершенствование которого базируется на заповеди «хочешь мира, готовься к войне», а также на решении вопросов типа: где размещать военные базы или куда направлять ракеты? Следующий стратегический ресурс – геоэкономический, который в принципе сводится к двум главным ориентирам макроэкономического движения России «от моря к морю»: Запад – Восток и Север – Юг. Наконец, третьим по важности фактором геостратегии служит культура нации, целенаправленно продвигающая государство во внешнем мире.
Россия имеет уникальные возможности в плане культурного влияния на зарубежный мир. Дело в том, что миллионы жителей прежних союзных республик и стран социалистического содружества, помимо знания русского языка, сохранили чувство общей истории, а также неподкупное желание жить с прежним «старшим братом» хотя бы чуточку дружнее, чем сейчас. Такие чувства свойственны и украинцам, и латышам, и эстонцам, и грузинам, и азербайджанцам… Наши бывшие сограждане в своем большинстве продолжают проявлять стремление к дружбе и согласию с россиянами.
XXI век ознаменовался наступлением эпохи мгновенной коммуникации, когда любое яркое и знаменательное событие может стать достоянием гласности для всех жителей планеты; когда крупный международный форум спортивного или культурного характера способен полностью изменить бытующее мнение о какой-либо стране, придать ей более привлекательный имидж. Вот почему подготовка высококлассных спортсменов, актеров, музыкантов, путешественников и т.д. к разного рода международным форумам, состязаниям, походам, экспедициям и т.п. в настоящее время представляет не только культурно-просветительскую, но геостратегическую задачу любого государства. И это относится не только к России в целом, но и к Дагестану, с культурно-географическим имиджем которого пока, скажем прямо, не все благополучно.
После чеченских войн и жестких мер по ограничению независимости СМИ Россия, к сожалению, приобрела имидж государства, не готового к открытому и всестороннему сотрудничеству с зарубежьем. Поэтому она сегодня как никогда нуждается и активно стремится к оказанию культурного, другими словами, «мягкого» политического влияния на зарубежную общественность. Мягкое – значит такое влияние, которое не сопровождается парадно-мостовым скрежетом гусениц бронетехники или скрипом газового вентиля.
Очень приятно, что сегодня Россия начинает оказывать такое влияние на мир, причем с нарастающими темпами и масштабами. Страна обрастает золотыми медалями и чемпионскими титулами на самых высоких и престижных состязаниях. Один пример с ежегодными международными конкурсами «Евровидения» чего стоит! Телефонные голосования на нем уже несколько лет подряд высвечивают какое-то особенно доброе отношение жителей прежних союзных республик к представителям России. Казалось бы, у грузин, украинцев и эстонцев имеются политические мотивы пихнуть локтем нашу страну при голосовании. Однако мы воочию убеждаемся, что этого не происходит: российские певцы на «Евровидении» неизменно получают достаточно большее количество голосов практически из всех стран и республик бывшего социалистического лагеря.
И ясно, что дело здесь не только в таланте исполнителей: государство проявляет активное участие в продвижении своих граждан к победам. Например, согласно официальной информации, на подготовку Димы Билана к конкурсу «Евровидение – 2008» российское правительство выделило 1 млн. евро. Но, как известно, у нас не все, что оглашается официально, соответствует истине. Несомненно, затраты были более существенными. Так, на подготовку к выступлению дебютантов нынешнего года команды Азербайджана было, например, потрачено 7 млн. евро. Львиная доля из этих средств ушла на рекламную кампанию: по всему Белграду были развешаны огромные растяжки с изображением представителей от этой страны (http://rus.newsru.ua/rest/26may2008/).
В связи с победой россиянина следующий конкурс «Евровидения» будет проведен в одной из столиц России – либо в Москве, либо Санкт-Петербурге. По указу премьер-министра Владимира Путина уже начаты подготовительные работы по организации этого конкурса, на что планируется затратить 20-30 млн. евро. При этом рассчитывается, что доходы от продажи прав на телетрансляцию, билетов и рекламы превысят 20 млн. евро. Известно, что Сербия на проведение нынешнего конкурса смогла выложить сумму в 9,3 млн. евро. Украина годом раньше потратила на проведение «Евровидения» около 22 млн. евро, причем более 2/3 этой суммы было выделено из госбюджета.
Стали еще более внушительными инициативы государства в направлении развития российского спорта после череды высоких достижений российских сборных, в частности, феерических побед наших футболистов в матчах со шведами и голландцами на недавнем чемпионате Европы. Власти страны прекрасно осознают, что на период проведения таких крупных состязаний футбол способен превращаться в национальную идею. Вот почему Правительство РФ на днях приняло решение потратить на строительство в стране новых спорткомплексов и футбольных площадок мирового уровня 4,5 млрд. руб.
Что касается предстоящей в г. Сочи зимней Олимпиады, то в связи с этим мероприятием государство планирует просто колоссальные расходы. Так, трехлетний финансовый план предусматривает имущественный взнос РФ в ГК «Олимпстрой» в размере 65 млрд. руб. в 2009 году и 20 млрд. руб. в последующие два года (http://news.mail.ru/economics/1857910/).
Спрашивается: к чему вся эта финансово-рекламная информация? Да опять к тому же – к предстоящему кругосветному плаванию Евгения Гвоздева!
Почему бы Республике Дагестан не отнестись к этому замечательному и интереснейшему событию так же адекватно, как это делает Москва в отношении разного рода шоу типа «Евровидения» или «Кругосветки Федора Конюхова»? Почему бы и нам не превратить намечающееся путешествие Евгения Гвоздева в красочное увлекательное и, что не менее важно, долгосрочное телевизионное шоу. Превратить эту четырехлетнюю кругосветку в яркое действо, которое облагородит и возвысит имидж нашей республики, как возвышает путешествиями свое собственное имя Евгений Гвоздев, которому, заметим, к концу предстоящего плавания стукнет 78 лет!
О том, какой благотворной в социальном смысле выступит информация об этом путешествии с точки зрения приобщения пожилых дагестанцев к более активному и здоровому образу жизни, я недавно писал в «Дагестанской правде» (от 31 мая 2008 г.). Но такая информация способна внести достойную лепту и в патриотическое воспитание наших детей, подростков и юношей. Кстати, вопросы законодательного обеспечения патриотического воспитания в нашей стране совсем недавно обсуждались в Госдуме (http: //news.mail.ru/politics/ 1784942/). Российские депутаты убеждены, что уже сегодня необходимо формировать государственный заказ на производство патриотических проектов в кино, телеиндустрии и СМИ, включая Интернет.
Таким образом, для нашей республики было бы полезно превратить намечающееся кругосветное плавание Евгения Гвоздева в комплексное воспитательно-патриотическое и культурно-просветительское мероприятие, финансируемое из республиканского бюджета. Ведь социальные и даже геостратегические выгоды от подобных мероприятий как для Дагестана, так и России в целом, совершенно очевидны.
Хотелось бы, чтобы эти рассуждения стали вопросом для обсуждения в соответствующих правительственных учреждениях республики.
Статьи из «Общество»
«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

От Моздока до Праги

Светлое Христово Воскресение

Сочинение о геноциде русского народа

Русофобия как геополитическая компонента
