Купить PDF-версию
21:00 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
08:46 02.08.2010

Когда человек себе враг

Каждый сознательный гражданин нашего общества обязан быть не равнодушным наблюдателем, а активным и непримиримым борцом с любыми проявлениями пьянства и алгоголизма. К этому призывает всех нас Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

У этой проблемы может быть только комплексное решение — весь алкоголь должен стать менее доступным. Именно так обстоят дела в большинстве развитых стран, где крепкие напитки в среднем в 5-10 раз дороже, чем в России. В качестве такого комплексного решения федеральному правительству и предлагается рассмотреть вопрос о введении госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Слухи о такой возможности не первый год будоражат алкогольный рынок.

Слов нет, проблема пьянства приобрела сегодня в нашей стране чудовищные очертания. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, треть молодежи мужского пола и 20 процентов женского выпивают что-либо алкогольное ежедневно. С алкоголем связаны прямо наши рекорды по части насильственных смертей и чуть более косвенно — по части статистики болезней и продолжительности жизни. Взглянув еще чуть дальше, видим еще не очень старых, но уже мало на что способных мужчин, а следовательно — проблемы экономические, семейные и демографические.

Продолжать такой список можно без малейшего труда. К сожалению, тяжесть проблемы совершенно не гарантирует успеха в ее решении, скорее наоборот. Ведь есть же серьезные причины, объясняющие не только, почему одни люди пьют, но и зачем другие поставляют им напитки. Это выгодно и производителю, и государству, и работникам торговли. Поэтому, прослеживая историю вопроса, мы практически во все времена видим, что за антиалкогольной риторикой скрывались прежде всего экономические интересы. Интерес власти, связанный с необходимостью пополнения казны. Интерес одних групп производителей алкоголя, связанный с желанием придавить конкурентов и получить преимущества.

Дешевая водка не нужна стране – это призыв высокопоставленных чиновников.

Градус дискуссии, навязанной отдельными чиновниками, вероятно, будет только нарастать: заметные изменения в правилах производства, торговли и рекламы алкоголя произойдут уже к концу текущего года. А сейчас с пеной у рта пивовары будут доказывать, что пиво — и не алкоголь вовсе (а по закону — и правда не алкоголь). Производители слабоалкогольных коктейлей будут предъявлять расчеты по затратам на переоборудование производства под баночки 0,33 литра. Производители крепких напитков — драть глотку за размер акциза, чтобы его не повышали.

Но вся эта возня не имеет ни малейшего отношения к проблеме, которая и заставила Президента страны выступить со столь жесткими предложениями к проблеме алкоголизма. Ведь сейчас в России каждый житель выпивает 18 литров абсолютного спирта в год. Это почти вдвое выше, чем порог, который Всемирная организация здравоохранения называет критическим. Порог, за которым следует деградация нации. Выходит, что человек сам себе враг.

Но подорожание спиртных напитков приведет к нежелательным последствиям: увеличится производство «серой» водки. Например, два года назад легально произвели 1 миллиард 300 миллионов литров водки, а нелегально — 600 миллионов литров. Потом картина изменилась. «Серой» водки стали выпускать больше на 200 миллионов литров, а объемы лицензированных водочных заводов упали на 250 миллионов литров. На данный момент лицензии на производство водки в России имеют 265 заводов, но некоторые из них стоят. Но меньше чем половина лицензированных предприятий выпускает 95 процентов легальной «беленькой». Вместе с объемами увеличивается и цена нелегальной водки и суррогатов. За последние годы она выросла в 2—5 раз по разным видам спиртосодержащей жидкости. Нелегальная водка сейчас стоит от 35 до 70 рублей за бутылку. Но суррогат можно купить и за 25 рублей. Это в конечном итоге приведет к росту выпуска фальсифицированной водки.

Ученые выяснили скорость проникновения
Немецкие ученые впервые определили скорость проникновения алкоголя в головной мозг человека. Оказалось, что спиртное повреждает мозг всего за шесть минут
 

Такая ситуация на рынке производства и сбыта спиртных напитков сложилась и в нашей республике. В 2002 году в Дагестане производилось более 590 тыс.декалитров водки и ликеро-водочных изделий, а в прошлом году – 87,4 тыс.декалитров, за первое полугодие т.г. – 14,2 тыс. декалитров. В прошлом году в республике выпускалось 3062,3 тыс.декалитров коньяка. Увеличили объемы его производства Дербентский ВКЗ Дагпотребсоюза и ЗАО ВКЗ «Избербашский» — в 2,3 раза и в 2 раза соответственно. На ведущих же предприятиях, например, в ОАО «Дербентский коньячный комбинат», производство коньяка сократилось в 2,2 раза, по сравнению с предыдущим годом.

Как явствует из выше приведенных данных, действия отечественных изготовителей вин и крепких алкогольных напитков в современных условиях продиктованы двумя основными тенденциями: перераспределением спроса потребителей в сторону более дешевой продукции и укрупнением предприятий отрасли.

Рубль держится нынче на одном уровне. Но участники рынка алкогольной продукции развиваться за счет импортозамещения не собираются. По данным экспертов, в начале 2009 года в России работало около 500 предприятий — производителей вина и крепких алкогольных напитков: 265 из них производят водку, 202 — вино, 94 — коньяк. Кардинального увеличения спроса на отечественную алкогольную продукцию предприятия не ожидают, поскольку большая часть российского производства работает на импортном сырье и комплектующих, а их стоимость увеличивается с ростом курса «доллара/евро» пропорционально удорожанию готового импортного алкоголя. Отсутствие промышленных запасов делает отечественную продукцию недостаточно конкурентоспособной с учетом соотношения «цена — качество». Так что ввозимая недорогая продукция, например, из Молдовы или Болгарии будет по-прежнему серьезно конкурировать с нашим отечественным алкоголем.

Отечественная водка всегда была вне конкуренции. Ее объемы несопоставимы с объемами импортируемой водки. Однако существенного увеличения спроса в этом сегменте не ожидается. Импортная водка, как правило, премиальный и суперпремиальный сегмент, который сейчас сложностей не испытывает и даже растет. Страдает средний ценовой сегмент. Замещение водки этого сегмента на более дешевую продукцию — наиболее вероятная тенденция.

Серьезного сокращения объемов продаж алкоголя из-за кризиса российские производители пока не заметили. В регионах, где на полках магазинов наша продукция представлена в полном ассортименте, снижения уровня продаж в кризисный период тоже не последовало. Немного увеличилась доля водки в структуре продаж, но лидирующие позиции занимает коньяк.

Отметим, что, по данным Дагстата, коньяк — единственный алкогольный напиток, показавший положительную динамику. Его выпуск увеличился в республике на 24,7 процента, по сравнению с 2009 годом. 
Структурные изменения продаж коньяка вызваны прежде всего изменением ассортимента. Основные сложности сейчас также связаны с работой на федеральном рынке, особенно это касается выпуска новинок. Торговые точки сокращают ассортимент до самых ликвидных позиций, новые продукты берут неохотно. Финансовый кризис серьезно повлиял на деятельность торговых компаний.

Дестабилизирующим алкогольный рынок фактором в настоящее время в нашей республике является нелегальное производство спирта и алкогольной продукции. Не на последнем месте в данном вопросе производство и оборот технического этилового спирта, спиртосодержащей продукции. По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, от случайных отравлений алкоголем в России в 2008 году умерли 19253 человека и не меньше за прошлый год. Пока алкоголь явно летит «в тень», так как происходит смещение потребления водки в сторону более дешевых продуктов, которые часто нелегальны.

В результате этого республиканский бюджет ежегодно теряет более миллиарда рублей налоговых платежей. Расширение рыночной ниши дешевого нелегального алкоголя и алкогольных суррогатов также продиктовано ростом ставки акциза на алкогольную продукцию как следствие роста ее цены.

 

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

7
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...