Купить PDF-версию
02:56 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
06:33 07.11.2012

Конъюнктура – вне политики, ислам – в политике?

Что значат ислам, христианство или иудаизм без священного писания? Все разночтения одного и того же или двух священных писаний оказываются в центре межконфессиональных споров и порождают различные реакции вплоть до крайнего неприятия инакомыслия.

С точки зрения неверующего все три книги являют собой разновидности одной и той же религии, одной истины Всевышнего. Но для верующего и набожного человека подобное легкомыслие в вопросах веры недопустимо, а потому кощунственно подвергать сомнению сложившиеся концепции и трактовки библейских сюжетов или коранических стихов. Именно поэтому, на наш взгляд, прямой диалог между конфессиями, а именно между духовенствами невозможен, поскольку в этом случае так или иначе мы касаемся вопросов догматики и ставим под сомнение непререкаемый авторитет Книги. 

В историческом измерении ислама в целях классификации и систематизации различий в практике и нормах жизни мусульман в средние века использовался институт мазхаб.  Официально признанные правовые школы сформировали облик академического ислама.  По сути мазхаб – это совершенный механизм регулирования отношений между различными религиозными убеждениями в мусульманской среде. Однако эффективность этого инструмента целиком зависела от действий центральной власти в халифате, которая, опираясь на четыре школы ислама, обеспечивала стабильность в едином мусульманском политическом образовании.

Особую роль в формировании отношений в среде верующих играют  религиозный культ и обрядовая практика, которые формируют образ веры, разграничивают понятия веры и неверия, указывают на религиозную принадлежность. В религиозной среде грань между верой и неверием часто совпадает с границей между религиями. Это происходит как бы по инерции в силу консервативности и, как правило, схематичности религиозного миропонимания, распространенности стереотипов в массовом сознании.

Соприкасаясь друг с другом, различные мазхабы – школы ислама —  остаются на полярных позициях, несмотря на общую монотеистическую традицию. Ислам в Дагестане представлен целым рядом духовных учреждений и институтов, только формирующих собственную традицию преподавания исламских дисциплин. Сложившаяся за несколько лет после распада Советского Союза духовная элита ислама в Дагестане противостоит оппозиционному духовенству, опирающемуся на авторитет ближневосточной школы ислама. Неофициальные духовные братства  мусульман активно используют ислам для пропаганды своей системы общественных отношений. В обществе формируется запрос на религиозную ангажированность официальной власти. При этом различные духовные ассоциации соперничают между собой, стремясь из учения об истине стать идеологией государственной политики. При этом отрицается политическая конъюнктура как нечто аморальное, между тем конъюнктурные соображения формируют современную политическую среду.      

Происходит вытеснение из общественной жизни политики как таковой, а некоторые религиозные движения стремятся к тому, чтобы власть вовсе капитулировала. Но импотенция власти — все же не лучший выход. Политическая жизнь должна развиваться не только в рамках государства, но и в обществе должен сформироваться интерес к процессу принятия политических решений. Для популяризации политической деятельности необходимо приложить немало усилий, и прежде всего политические решения должны стать частью жизни общества, а не отдельной партии, отдельного клана, национального лидера. Надо изменить отношение людей к политике, придать динамизма и очарования этой сфере жизни человека.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

14
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

9
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

11
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

39
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...