Крылатая история Страны гор
![](https://dagpravda.ru/wp-content/cache/thumb/6d/b54292287c4bd6d_1280x854.png)
В небе Дагестана первые самолеты появились в 1922 году. Основной их задачей были вначале химработы на полях, разведка разлития прорвавшейся воды при наводнениях, облет местонахождения нефтяных участков.
В 1927 году в Махачкале было решено открыть промежуточный аэродром для воздушной линии Москва – Харьков Ростов – Тифлис. Этот год и был временем рождения гражданской авиации Дагестана. Махачкалинский авиаотряд вскоре стал считаться старейшим авиапредприятием дагестанского авиационного узла, пережившим события, неразрывно связанные с историей СССР. Воздушное сообщение вошло в быт дагестанцев.
А начиналось всё с обычного поля, удобной для посадки самолётов площадки. Пять самолетов Р-1 авиаэскадрильи перевозили редких пассажиров, почтовые отправления, продовольствие для населения, а также тару на рыбные промыслы. По транзитной магистрали проходили 10 почтовых и пассажирских самолетов.
С каждым годом роль Махачкалинского аэропорта как опорного аэродрома возрастала. В 1938 году в Махачкале было сформировано авиазвено, а позднее – авиаотряд, в задачи которого входили обеспечение авиасообщения с отдаленными горными районами, борьба с саранчой и малярией.
В 1954 году в аэропорту появились первый пассажирский самолет Ан-2, а в 1960 году – вертолет Ми-4. Это позволило начать широкое освоение горных трасс. Начиная с 1960-х годов самолеты Ан-2 летали по всему Дагестану от Южно-Сухокумска на севере и до селения Ахты на юге. Авиарейсы совершались из Махачкалы в Кизляр, на остров Чечень, в Чирюрт, Хасавюрт, Унцукуль, Ботлих, Гумбет, Орота, Карата, Агвали, Леваши, Хунзах, Голотль, Салта, Гуниб, Цуриб, Кумух, Вачи, Дербент, Ахты. Дагестан имел самую густую сеть воздушных местных линий не только в стране, но и в мире.
За образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач 15 августа 1966 года Махачкалинский объединенный авиаотряд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Пионерами развития гражданской авиации в Дагестане были Борис Лавров, Иван Тарелкин, Аркадий Назаревич, Абрам Дзантиев, Эльдар Нуриев, Абдусалим Арсланбеков, Идрис Идрисов, Магомед Бамматов, Алексей Мельников, Исагаджи Омаров. Первопроходцами при освоении труднодоступных горных авиатрасс на вертолетах были Геннадий Лазарев, Владимир Черновол, Василий Каунников, Олег Борисов, Ахмед Исаев.
Надо сказать, что полеты в горных условиях считаются одним из самых сложных видов летной деятельности из-за сложности метеообстановки в горах. Согласно международным правилам, полеты одномоторной пассажирской авиации в горных условиях запрещены. Однако для махачкалинских летчиков, летавших на местных авиалиниях, было сделано исключение. За всю историю полетов в горную местность не произошло ни одного тяжелого лётного происшествия. Все дело было в отлично продуманной многолетней подготовке пилотов, которых допускали к полетам в горах и перевозке пассажиров только после высокого налёта на плоскостных участках республики.
Авиаторы авиаэскадрильи спецприменения работали в период возделывания риса в Кизлярском, Хасавюртовском, Бабаюртовском районах, а также в Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях. Ежегодно работали на обработке хлопка в Азербайджане.
С мая 1971 года Махачкала получила прямое авиасообщение с Москвой, Ростовом, Минеральными Водами, Куйбышевым, Саратовом, Киевом, Шевченко, Ташкентом, Ашхабадом, Симферополем, Сочи, Одессой, Баку, Краснодаром, Минском, Донецком, Харьковом, Днепропетровском, Пензой и другими городами СССР. На смену легким Ан-2 с одним поршневым двигателем пришли турбовинтовые Ан-24, реактивные лайнеры Ту-134 и Ту-154, на которых летали прошедшие суровую школу полётов в горах Али Алиев, Камиль Моллаев, Идрис Магомедов, Игорь Самохвалов и другие. Стоит упомянуть потомственного летчика гражданской авиации и авиаспортсмена Дмитрия Самохвалова, который, будучи членом сборной команды России по высшему пилотажу, в 2021 году стал абсолютным чемпионом мира, завоевав сразу 5 золотых медалей.
В настоящее время в международном аэропорту Махачкалы продолжается устойчивый рост пассажиропотока. В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры аэропорта.
Аэропорт Махачкалы по пассажиропотоку в общероссийском рейтинге крупнейших аэропортов России, по данным за 2024 год, оценивается как один из крупнейших в стране. В прошлом году здесь обслужено 2,9 миллиона пассажиров, что определило 15-е место в рейтинге. Динамика роста пассажиропотока составила +3,5 % по сравнению с 2023 годом.
Генеральный директор Махачкалинского аэропорта Николай Субботин сообщил, что в 2025 году воздушная гавань планирует нарастить пассажиропоток на 5 %. Общее количество пассажиров составит более 3 млн человек. Основным драйвером роста числа посетителей Субботин видит туристическую привлекательность республики. Сегодня аэропорт Махачкалы обслуживает внутренние и международные рейсы многих авиакомпаний.
Статьи из «Общество»
Штрафы за старые авто – фейк
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Мотобат спасателей
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
«Просроченный» бензин
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Маршал инженерных войск
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Из плеяды героев
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Лев русской армии
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Встреча с Героем
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Не алименты нужны, а папа!..
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Дагестан – в группе лидеров
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Юные герои военного времени
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)