«О задачах МО Северного региона РД по реализации «Программы развития национальных отношений в РД на 2008-2010 годы»

В марте 2008 г. в республике принят Закон «О Программе развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы». Следует отметить, что основа законодательного регулирования национальной политики была заложена еще в 90-е годы, когда наша республика первой среди субъектов Российской Федерации, разработала и приняла в 1993 году Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. Она была рассчитана на период до 1997 года. По существу - это был первый опыт программного обеспечения вопросов национального развития не только в Дагестане, но и в России. Напомню, что Концепция государственной национальной политики Российской Федерации была утверждена Указом Президента РФ лишь в 1996 году. Реализация Комплексной программы оказала значительное влияние на стабилизацию общественно-политической ситуации в республике, сохранение традиционной дружбы и единства народов Дагестана
К сожалению, в ожидании принятия разработанных на федеральном уровне Основных направлений государственной национальной политики на Северном Кавказе, эта Программа не была пролонгирована. Вместе с тем, прошедший почти одиннадцатилетний период показал, что проблемы развития национальных отношений требуют от государственной власти и общественно-политических сил республики постоянного внимания.
В этой связи в июне 2007 года Президент РД М.Г.Алиев инициировал разработку и принятие Программы развития национальных отношений в Республике Дагестан.
В основу Программы были положены проверенные на практике принципы и подходы, такие, как единство Дагестана и России; единство и территориальная целостность республики; государственная поддержка этнокультурного развития народов; равноправие граждан и народов республики; решение проблем каждого народа общими усилиями без ущемления прав других народов; ценность исторического опыта совместного проживания дагестанских народов; решение спорных вопросов на основе межнационального диалога и согласия; широкое привлечение общественных объединений, сельских джамаатов, авторитетных руководителей предприятий, организаций, деятелей науки, культуры, образования, религии к выработке и реализации решений по национальным проблемам.
Следует оговорить, что принятый Закон РД «О Программе развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы» — не панацея от всех бед и не гарантия решения всех национальных проблем. Однако он содержит для органов государственной власти и местного самоуправления необходимые направления и принципы работы, а также инструменты по разрешению конфликтов.
Северный регион республики – один из наиболее многонациональных регионов. Здесь проживают более 20 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Для этого достаточно взглянуть на яркую и сложную языковую палитру, в которой сосуществуют иберийско-кавказские, тюркские и индоевропейские группы. Поэтому в республике в целом при решении конкретных проблем, идет ли речь о сферах экономики, культуры, образования, практически всегда в той или иной степени приходится сталкиваться с вопросами межнациональных отношений. И это естественно, поскольку ни одной проблемы региона невозможно решить без учета его многонационального характера.
Одной из проблем данного региона, как вы знаете, является отток русского населения за пределы республики. За период с 2006 по 2007 год отток по городу Кизляр составил 461 чел., в то время как за 2004-2005 гг он составлял – 249 чел., по Кизлярскому району эти показатели составили 154 чел. и 211 чел., по Тарумовскому – 113 чел. и 92 чел., соответственно.
Этой проблеме уделяется самое пристальное внимание со стороны органов государственной власти. Принят ряд нормативно-правовых актов, направленный на снижение оттока, а также улучшение экономического и социально-политического положения в г.Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах. В
Из 8 территориальных отделов федеральных органов исполнительной власти, функционирующих в МО «Кизлярский район», русские возглавляют 6 (75,0 %), аварцы, армяне по 1 (по 12,5 %).
В МО «Тарумовский район» функционируют 9 территориальных отделов федеральных органов исполнительной власти, из которых 4 (44,4 %) возглавляют представители русского населения, 2 (22,3 %) – аварского, по 1 (по 11,1 %) – даргинского, лакского и немецкого. Этот показатель по району, безусловно, невысокий и нам необходимо обратить на это должное внимание.
Всего в 38 территориальных отделах федеральных органов исполнительной власти работают 534 человека. Наиболее полно в этих органах представлено русское население — 48 процентов при удельном весе 29 %.. Аварцы представлены 15 процентами при удельном весе 31 %, даргинцы – 9 процентами при удельном весе 17 %, ногайцы, кумыки — 4,5 процентами при удельном весе 4,9 %, и 2, 6 %, соответственно.
Регион характеризуется и многоконфессиональностью. Тот факт, что в г. Кизляре при непосредственном участии республиканских органов власти в 2007 году был открыт православный женский Крестовоздвиженский монастырь говорит о межконфессиональном согласии здесь. К чести наших религиозных деятелей надо сказать, что они всегда мирно сосуществовали на дагестанской земле.
Коренное население региона и его руководители постоянно ставит вопрос о том, что на уровне республиканских органов должно быть обеспечено представительство из региона. Если говорить о ситуации в самом регионе, то, находясь в численном меньшинстве, они не смогут существенно повлиять на их итоги выборов, все настойчивее обращаются с предложением отказаться от принципа выборности руководящего состава районных администраций и ввести в практику их назначение. Мы достаточно хорошо понимаем сложность такой постановки вопроса. В перспективе, будем надеяться, это нам удастся добиться.
Складывающаяся в Северном регионе ситуация требует от государственных органов поиска нестандартных решений в целях сохранения мира и стабильности в этом регионе и республике в целом. Мы обязаны найти приемлемые пути для защиты тех, кому часто выражаем благодарность, говоря об их неоценимой роли в жизни горцев и в обустройстве нашего края. Вопрос очень сложный, поскольку он должен решаться в тесной увязке с федеральными законами. Мы всегда находили выход, когда речь заходила о сохранении нашей самобытности, добивались внесения соответствующих изменений в федеральные законодательные акты или принятия специальных нормативных документов в нашей республике. Думаю, что и сейчас во имя достижения устойчивого развития, преодоления межнациональной напряженности необходимо найти эффективные пути решения этих вопросов, в том числе, опираясь и на многовековой исторический опыт нашей республики в этой области.
Говоря о социально-экономическом положении в регионе, следует отметить, что и в этом направлении делаются конкретные шаги.
Доля Северного региона:
— в сельском хозяйстве составляет – 6,2%
— в объеме отгруженных товаров собственного производства и и выполненных работ и услуг собственными силами – 10, 72%
— в обороте розничной торговли – 53%
При индексе промышленного производства по РД 117, 4 по Кизлярскому району этот показатель составляет – 471, 4, по городу Кизляру — 131, 6, Тарумовскому району – 52,3.
Этому дало импульс и Постановление Правительства РД «О социально-экономическом развитии г. Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов» № 217 от 31.07.2003 г., запланированные мероприятия которого, практически, все выполнены: введены в эксплуатацию школы в с.Кордоновка Кизлярского района и пристройка к школе в с.Тарумовка Тарумовского района. Завершено строительство водозаборных сооружений в г.Кизляре (первая очередь) и так далее. Я не буду перечислять то, о чем уже говорилось недавно на заседании Правительственной комиссии по проблемам русскоязычного населения. Однако хотел бы обратить внимание на тот факт, что принимаемые как на федеральном, так и республиканском уровне законодательные акты постоянно вносят существенные изменения в деятельность органов местного самоуправления. С одной стороны, давая им большей свободы в деятельности, с другой — возлагая на них большую ответственность за решение вопросов, оказывающих непосредственное влияние на качество жизни населения. В этой связи администрациям районов, городов необходимо вырабатывать новые подходы, находить неординарные решения с учетом специфики своих муниципальных образований.
При подготовке Программы развития национальных отношений в РД на 2008-2010 годы было много пожеланий усилить экономический раздел предусмотренных Законом мероприятий. Однако эти вопросы отражены в принятой в 2004 году Программе экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. В связи с разработкой Стратегии развития РД до 2020 года, подготовкой и корректировкой программ социально-экономического развития, в мероприятиях Программы развития национальных отношений предусмотрено проведение анализа проектов других программ на предмет обеспечения сбалансированного развития территорий, предложения по которым должны исходить от органов местного самоуправления. Думаю, в этом вопросе тоже муниципальные образования Северного региона должны проявить свою настойчивость.
Кроме того, с целью привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу республики Программой предусмотрено усиление сотрудничества с дагестанскими предпринимателями, имеющими опыт успешной работы за пределами Дагестана. Муниципальным образованиям Северного региона необходимо полнее использовать и этот фактор.
Хотелось бы обратить внимание органов местного самоуправления на предусмотренную в Программе разработку типового проекта Программы этнокультурного развития муниципальных образований Республики Дагестан (
Обращаясь к сегодняшним проблемам Президент РД М.Г.Алиев в последнем Послании НС РД отметил, что «необходимо принципиально и последовательно изживать факты национального эгоизма в любых формах — при подборе и расстановке кадров, при решении земельных, хозяйственно- экономических и других вопросов. Органы местного самоуправления, особенно многонациональных по своему составу муниципальных образований должны осуществлять постоянный мониторинг обстановки на местах, своевременно предупреждать возможные конфликтные ситуации. Это направление работы следует рассматривать как одну из главных гарантий сохранения мира и согласия, обеспечения общественно-политической стабильности в республике».
Для разрешения этих проблем в Программе развития национальных отношений в отдельный раздел включены вопросы сохранения и развития национальных культур, традиций и обычаев, охраны памятников истории культуры и архитектуры, основная тяжесть по выполнению которых ложится на органы местного самоуправления. Безусловно, профильными министерствами республики в соответствии со своими регламентами и планами ведется целенаправленная работа в этом направлении. Например, через Министерство культуры и туризма РД помимо обеспечения деятельности национальных театров организуются выступления фольклорных самодеятельных коллективов дагестанских народов, проводятся традиционные национальные праздники. В Программе же дополнительно предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление дружбы между народами России. В их числе проведение Дней национальных культур народов Дагестана в других регионах и Дней субъектов Российской Федерации в Дагестане, в частности, на 2008 год предусмотрено проведение Дней Республики Дагестан в г. Москве. Уверен муниципальные образования Северного региона необходимо принять в них самое активное участие. Для этого у региона есть объективные условия – здесь большое количество городов и районов-побратимов.
Другая проблема – это сохранение памятников истории и культуры, Дагестана, в том числе Северного региона, по которым, к сожалению, нет полной и точной информации о численности и состоянии. В этой связи в Программе поставлена задача по инвентаризации и изданию их полного каталога. Аналогичная ситуация и с каталогом музейных фондов Республики Дагестан, что также учтено в Программе, наряду с созданием его электронной базы данных.
В дополнение к тому, что Министерством образования и науки РД, да и другими министерствами и ведомствами республики, проводится значительная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, она усилена такими дополнительными мероприятиями Программы как создание в муниципальных образованиях и школах республики кабинетов, стендов, уголков и музеев национальных культур, фольклора; организация научно-познавательных кружков учащихся по истории и культуре народов Дагестана; проведение конкурсов «Юный краевед», «Юный этнограф», сочинений на тему дружбы народов и т.д.
Считаю, что местные власти должны шире заниматься вопросами межнациональных отношений. Еще в 2000 году в Ногайском районе была создана ногайская национально-культурная автономия. Предполагалось, что на ее базе будет создана Федеральная национально-культурная автономия, которая позволит разрешить многие проблемы ногайского народа в культурном, а следовательно и в политическом аспекте. Однако из-за несогласованных действий местной администрации с общественной организацией ее создание было приостановлено. Координационному совету необходимо, на мой взгляд, больше внимания уделять Ногайскому району. Аналогичная ситуация в Кизлярском районе и городе Кизляре, администрации которых не недостаточно взаимодействует с общественно-политическими объединениями. В результате вакуум заполняют представители различных международных организаций, деятельность которых направлена на привнесение в регион напряженности. До сегодняшнего дня работа с общественно-политическими и религиозными организациями проводится от случая к случаю. Не выработан механизм сотрудничества с ними. Министерством неоднократно предлагалось создание экспертного общественного совета. Сейчас он будет создан. Не практикуется участие представителей общественно-политических организаций региона в работе законодательных собраний, совместной подготовке проектов программ, совместной деятельности по реализации всех мер, касающихся национальных и межнациональных проблем. Надо сотрудничать, укреплять общность, а не разделять на своих и чужих, осознавая, что взаимное уважение может составить нормальную основу долгой совместной жизни.
Не в полной мере используют для решения проблем региона и депутатов Народного Собрания РД, да и муниципальных образований тоже. Думаю, было бы целесообразным отдельно собрать депутатов всех уровней и обсудить имеющиеся проблемы, обозначить ответственных за их решение.</
Статьи из «Общество»
Дагестанцы и Антарктида

Хватательная хиромантия

Мир без прикрас

Оружие Победы

Крестьянин и ханская дочь

Если выпить литр…

Бестселлер из России

Комсомольская закалка

Мгновенный отклик

Подведены итоги акции

В хадж – по правилам
