Купить PDF-версию
10:24 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:17 25.08.2010

Они прославили Дербент

Как известно, Дербент – один из древнейших городов мира. Наш известный историк Д.М. Магомедов писал еще тогда, когда Дербент и его крепость не были археологически исследованы, что Дербент - седой старик, за его плечами более 3000 лет. После солидных археологических исследований было определено, что им более 5000 лет. Теперь археологи склонны считать, что крепости намного больше. Важное стратегическое расположение определили место и роль города в истории. На протяжении многих веков город был своего рода яблоком раздора между великими завоевателями мира. Но Дербент не был только объектом завоевания, он играл огромную роль в распространении на Кавказе, в том числе в Дагестане культурных традиций таких стран древней цивилизации, как Византия, Иран, позднее арабо-мусульманского Востока. Дербент сыграл особую роль в истории социально-политической и духовной жизни Дагестана. Но, к сожалению, эта сторона роли Дербента еще слабо изучена.Мы же посвятили много лет изучению пластов духовной культуры города через деятельность, общественную мысль его выдающихся представителей.

Мы первыми философски осмыслили рукопись на арабском языке Дербентского ученого XI в. Абу Бакра ад – Дарбанди, используя комментарии в переводе арабского М.С. Саидова и переводы сотрудника нашей кафедры Н.Тертычного. Рукопись свидетельствует о том, что отдельные представители Дагестана еще в XI веке овладели арабо-мусульманскими религиозно-философскими учениями. Важнее всего, что автор рукописи попытался сблизить ценности суфийских общин с тем, чтобы они держались в границах единства и не дошли до раскола.

После наших статей вышло капитальное исследование Аликберова А.К. «Эпоха классического ислама на Кавказе» (М.,2003), в котором прослеживается роль Дербента в изучении ислама и суфизма, внесены существенные дополнения в освещении роли Абу-Бакра ад – Дарбанди.

В упомянутом исследовании А.Аликберова названы новые имена исламских деятелей города. Надеюсь, что в скором будущем появятся исследования и о них. Мы выявили также имена ученых и мыслителей Дербента арабо-мусульманского и светского направлений XVIII-XIX и начала XX веков, изучили их деятельность и творческое наследие. Среди них Мухаммад Али Касимович Казем-Бек (1802-1870). Занимаясь в архивах и рукописных фондах Ленинграда я столкнулся с именем Казем-Бека. Затем побывал в Казанском и С.-Петербургском университетах, где он работал 45 лет, и собрал большой материал о нем и его исследованиях. Он знал 9 языков и на шести языках публиковался за рубежом, был лауреатом премий многих стран и автором более 130 работ, 45 лет работал руководителем кафедр восточной словесности Казанского и С.-Петербургских университетов, создал восточный факультет в С.-Петербургском университете, где он оставался деканом его до конца своей жизни. Казем-Бек закономерно считается создателем русского востоковедения. Поэтому не только Дербент и Дагестан, но и просвещенная Россия может гордиться им…

Главное – в архиве Ленинградского университета обнаружил более 10 автобиографий, написанных его рукой, где он называет себя дагестанцем или персиянином из Дагестана. Это окрылило меня, и я обстоятельно изучил его наследие. Вначале опубликовал несколько статей в сборниках, затем монографию «Казем-Бек – ученый и мыслитель». Выход этой книги вызвал сильную реакцию отдела пропаганды обкома КПСС и научной общественности республики. Обвиняли меня в том, что я пропагандирую профессора императорского университета, монархиста и реакционера, не имеющего никакого отношения к Дагестану и т.д. Эти обвинения были несостоятельны (носили постулативный характер), исходили из однобокого понимания принципа классового подхода. В 1997 году опубликовал вторую работу о нем: «Казем-Бек и Дагестан». К сожалению, городские власти Дербента отнеслись негативно к моему предложению назвать его именем одну из улиц города и создать уголок в городском музее. Позднее эти предложения были реализованы благодаря настойчивости завотделом культуры города.

Мы, дагестанцы, часто оказывались плохими патриотами. В рецензии на мою рукопись «Казем-Бек – ученый и мыслитель» в 1961 году Институт философии АН Азербайджана и кафедра философии Бакинского университета дали высокую оценку, где было сказано: похвально, что М.А. Абдулаев взялся за изучение дагестанской философской и общественной мысли и представил глубокое исследование о наследии своего земляка.

Когда вышла моя книга о нем, свидетельствующая о мировом значении его трудов, азербайджанцы очнулись и стали доказывать, что Казем-Бек не дагестанец, а азербайджанец. Они подняли этот вопрос перед защитой мною докторской диссертации и на ученом совете при ее защите в мае 1964 года. Но профессора московского и ленинградского университетов поддержали мою позицию, подкрепленную соответствующими документами. Но вскоре издали наследие Казем-Бека в Азербайджане, создали там двухсерийный фильм о нем и музей. Казем-Бек был знаком с передовыми людьми из российского мусульманского Востока и оказывал на них благотворное влияние. Они высоко отзывались о нем. Не случайно были проведены международные конференции о его творческом наследии и влиянии в Баку, Казани, Ленинграде и Уфе. На двух из них с докладами выступал и я. Казем-Бек гордился тем, что его предки и отец занимали высокое положение в Дербенте (отец был шейх-уль-исламом Дербентского ханства), сыгравшим особую роль в истории человечества и является его Родиной. Не случайно он с такой любовью и настойчивостью искал в хранилищах европейских и азиатских стран источники, относящиеся к Дербенту, и издал всемирно- известную рукопись на двух языках «Дербент-наме».

Казем-Бек высоко отзывается о Дагестане и дагестанских мусульманских ученых, отмечает, что среди них были десятки громких имен.

Казем-Бек дорог нам и потому, что он впервые в мировой истории дал в основном объективную оценку движению горцев и личности Шамиля. Он проводил мысль, что движение горцев вызвано не фанатизмом горцев, а неразумной политикой царских властей на Кавказе. «…в имени Шамиля, — писал он, — скрывается много мыслей исторических, патриотических. Он все-таки герой и создатель героев».

В период пребывания в Петербурге Шамиль и его свита побывали в гостях у Казем-Бека, затем Шамиль переписывался с ним в период его пребывания в Калуге. Шамиль послал последнее письмо Казем-Беку из Стамбула, где он извинялся за то, что везет с собой книги Казем-Бека, которые были для него утешителем в Калуге.

При поддержке Казем-Бека в Дербенте выросли такие ученые, как Мирза Таги Мулла, Мирза Хайдар и другие, которые стали корреспондентами Казанского университета и доставляли исторические сведения и рукописи туда. И сами они написали исторические трактаты. Мы ознакомились с ними, но еще не представилась возможность заниматься вплотную ими. К сожалению, еще не исследована деятельность и творчество Абдусатара Казем-Бека, брата Казем-Бека, работавшего доцентом Казанского университета. После возвращения из ссылки и отец их Хаджи Касим был зачислен корреспондентом Казанского университета. Среди востоковедов этого университета отец Казем-Бека пользовался большим уважением как знаток мусульманской литературы преимущественно шиитской разновидности.

Много интересного о дагестанских арабо-мусульманских ученых Дербента можно было найти в турецких архивах и хранилищах. Шарафедин Эрел Дагестанли в книге «Дагестан и дагестанцы», говоря об ученых прошлого из Дагестана, в 90 случаях из 100 ссылается на турецкие хранилища. Следовало выяснить также, не сохранилась ли там рукопись «Тарихи ал-Баб» (История Дербента), часть которой приводится в труде турецкого историка Ахмеда ибн Лутфуллы, прозванного мунаджим-баши («Главный астроном»). Последний указывает в своей работе, что рукопись составлена в Дербенте около 1106 г. неизвестным автором, имевшим хорошие знания в арабо-мусульманских науках. Рукопись могла бы служить важным источником по истории социальных и политических отношений того времени в Дербенте. В той части рукописи, которая включена в работу, довольно четко прослеживаются социально-политические взгляды ученого, в которых выражена его неприязнь к аристократической верхушке города.

Дербент стал важным очагом светской, европейско-русской культуры. Этому в большей степени содействовали братья Казем-Бека. В Дагестане выросла группа светских просветителей, которые вместе с выдающимися азербайджанскими мыслителями М.Ф. Ахундовым, С.А. Ширвани, Н.Везировым активно участвовали в первой азербайджанской демократической газете «Экинчи» («Пахарь»), издаваемой замечательным ученым и демократом Г.Б. Зардаби. Газета ставила целью приобщить народ к светскому образованию, науке и культуре.

Эти цели соответствовали стремлениям указанной группы просветителей из Дербента, в частности, Махсуна Дербенди, Алимамеда Абдуллах-заде и других. Первый из них в 1876-1877 годах был наиболее активным корреспондентом указанной газеты. Его письма и статьи посвящены теоретическим вопросам и жизни населения Дербентского региона. В них он показывает несостоятельность европоцентристской концепции, согласно которой все достижения науки приписываются народам Западной Европы и отрицается способность народов Востока к самостоятельному научному творчеству. Махсун выдвигал своего рода программу культурного пробуждения мусульман, которая предполагала открытие общеобразовательных, промышленно–технических, сельскохозяйственных и др.

профессиональных учебных заведений. Ряд материалов его посвящен тяжелому экономическому положению жителей Дербента и окружающих его сел. Важно отметить, что когда в 1877 году в связи с финансовыми трудностями встал вопрос о закрытии газеты, Махсун оказал большую помощь и через газету обратился ко всем прогрессивным людям Кавказа с призывом не дать возможности угаснуть «единственному светочу в мусульманской тьме».

Из писем второго дербентца – Алимамеда явствует, что он давно и близко знал Зардаби. В них Алимамед поднимает вопрос о необходимости поддержки кустарной промышленности, создании крестьянского банка, оказании помощи голодающему населению Дагестана.

Большую роль в социально-политической жизни и духовной культуре Дербента сыграла семья Гайдаровых. Их было три брата: Касумбек был главой Дербента, другой – генералом, третий – предпринимателем. Из этой семьи вышел выдающийся мыслитель и общественно-политический деятель Ибрагимбек Исабекович Гайдаров. Он представлялся в исторической литературе как буржуазный националист и антисоветчик. Такая оценка была связана главным образом с тем, что он, будучи министром Горского правительства, выступал против утверждений большевистской власти на Северном Кавказе и в составе делегации этого правительства ездил в Париж на мирную конференцию с целью добиться признания независимости Северо-Кавказской республики. Его деятельность и наследие никто не изучал, поэтому оценка была предвзятой, своего рода политическим постулатом.

Собирание и осмысление творческого наследия И.И. Гайдарова показало, что он прошел несколько этапов в развитии своего мировоззрения: был социал-демократом марксистского, затем правосоциалистического направлений и под конец, проживая в Турции, склонился к социализму исламского толка. Важно отметить, что он был высокоподготовленным, необычайно смелым и творчески мыслящим человеком. Особый интерес для нашей действительности представляют его позиции по вопросам взаимоотношений России и Кавказа, демократии и прав личности, свободы совести, законодательного регулирования религии и т.д. Его выступления в 3-й Государственной Думе, депутатом которой он являлся от Дагестанской области и Закатальского округа, были настолько резкими, что его часто лишали слова. Политику царизма в Дагестане он называл колониальной, национал-шовинистической и русификаторской. Вместе с тем Ибрагимбек подчеркивал, что в силу естественноисторических условий Дагестан должен находиться в составе России, и дагестанцам выгодно это. Он четко разделял царскую Россию и русский народ, который, по его мнению, также угнетен и бесправен, как и инородцы. Возможность достижения равноправия и политической свободы нерусскими народами, в том числе и народами Дагестана, он связывал с русским народом и его революционной борьбой. К сожалению, дагестанцы еще мало знают об этом человеке, и трудно думать, что и то, что знают, соответствует его действительным взглядам.

Побывав в разных архивах страны, я написал монографию о нем («Ибрагимбек Гайдаров, Дагестан: время судьбы») опубликовал в 1999 году. Эта монография имеет не малое значение для правильного понимания политических событий в стране, на Северном Кавказе и в Дагестане в период революции и гражданской войны. Гайдаров был одним из комиссаров по управлению Дагестанской областью в период Временного правительства и вступал в резкую дискуссию с Махачем Дахадаевым.

Я установил, что сын Ибрагимбека Исматулла Гайдар – оглы живет в Турции и, узнав адрес, послал письмо. Получил ответное письмо с благодарностью. Затем я послал монографию об отце, но ответа не последовало, по словам дагестанца, проживающего в Турции, Исматулла умер. Я несколько лет собирал материал о дербентских революционерах, и непонятным образом он исчез из моего рабочего кабинета.

Желая информировать власти и жителей города об их деятелях прошлого, я трижды приезжал в Дербент, привозил и раздавал книги о них, выступал перед интеллигенцией города и района, студентами педучилища, по городскому телевидению. Городские власти публично объявили о присвоении мне звания почетного гражданина города, но документ до сих пор не получил. Видимо, это связано и с тем, что часто менялась администрация города. Не могу сомневаться в том, что новое руководство города поймет важность ознакомления городского населения с деятельностью и ролью своих выдающихся предков для их общекультурного, нравственного и патриотического воспитания. Я со своим кругом ученых готов сделать в этом направлении все, что от нас зависит.
 

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

1
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

1
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

15
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

4
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

11
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

21
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

9
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

96
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...