Почем искусство?
Уточню сразу: речь пойдет о возможности каждого из нас приобщиться к высокому искусству.
Эта проблема, считаю, достаточно серьезная. Оставим в стороне мегаполисы, остановимся на провинции, тем более, что мастера большого искусства стали частыми гостями и здесь. Это, конечно, радует. Но цены на билеты, согласитесь, неимоверно высоки. В Махачкале это 2-3 и более тысяч рублей. Для богатых пустяк, а для остальных они кусачие. Кто-то может сказать: тогда пусть не ходят на такие дорогостоящие концерты. Ну а как быть с желанием человека встретиться с высоким искусством? Или заранее согласиться с тем, что посещение концертов должно быть доступным только для состоятельных, что явно несправедливо? Понимают это в некоторых странах. Например, в Японии, Южной Корее, Новой Зеландии, США, Канаде есть социальные абонементы для посещения малоимущими слоями населения мероприятий высокого искусства. Подобная инициатива есть один из признаков зрелого гражданского общества.
У нас по-другому. Бывая на концертах, невольно сделал несколько интересных наблюдений. И в самом деле, по степени сосредоточенности слушателей можно прийти к определенным выводам: о том, в частности, кто понимает настоящее искусство и кто не понимает.
Вот один из слушателей заплатил 1200 рублей и пришел на концерт. Спрашиваю, не жалко ли таких денег? И слушаю его нехитрый рассказ. Живет средне – на скромную зарплату инженера. На дорогостоящие концерты ходит редко, но стремится к этому. К музыке у него большой интерес – окончил музыкальную школу, владеет нотной грамотой. Хорошо играет на нескольких инструментах. Вполне согласен со мной, что 1200 рублей для него ощутимая сумма. Но получается так – ради любимого искусства ничего не жалко: как говорится, искусство требует жертв.
А вот другой слушатель: в тонкостях искусства не разбирается, ходит на концерты, чтобы развлекаться. Еще, оказалось, мой собеседник посещает их потому, что на них ходит его сосед, весьма большой чиновник. Так он не хочет выглядеть хуже него.
Да, разные есть слушатели. Есть такие, которые любят блеснуть на людях своими нарядами. Они получают большое удовольствие, когда платят большие деньги за билет на концерт. Главное – шикануть и блеснуть, а так среди артистов и музыкантов у них нет кумиров – все исполнители одинаковы.
На концертах много молодежи. Казалось бы, радоваться надо, но, замечаю, большая ее часть явно не вникает во внутреннюю суть искусства. Впрочем, остается надежда, что, глядишь, незаметно для себя такие молодые люди все-таки приобщатся к истинному искусству, ведь высокий талант всегда отличается магией притяжения.
Всем собеседникам я задавал вопрос: «Как часто посещаете театр?». Почти все ответили одинаково: «От случая к случаю». А некоторые добавили: «Когда по месту учебы или работы распространяют билеты». Понимать это надо так — фактически, когда билеты им навязывают. Понятно, какая радость может быть от спектакля, на который привело не собственное желание, а обязаловка? Театр для таких скучен, потому что приходится размышлять, сопереживать, а напрягаться ни в мыслях, ни в чувствах они не желают.
К сожалению, надо признать, что наши люди редко ходят в театр. Да и то сказать – нет у нас пропаганды театрального искусства, понятно, поэтому и нет культа театра в широком смысле слова. Это можно элементарно проследить, если у знакомых спросить об их певцах–кумирах, то сразу многие назовут десятки имен. А любимых актеров наших театров назвать они вряд ли смогут.
Между тем средняя цена за билет на спектакль в Махачкале примерно в 10 раз дешевле, чем за билет на концерт. И при этом, что интересно, приобретать билеты на концерты никто не обязывает, как нередко это делается с билетами на спектакли.
Так будут ли у нас настоящие любители и поклонники высокого искусства?