Приятного полёта!
Воздушный транспорт в Дагестане является, пожалуй, наиболее популярным. Махачкалинский аэропорт ежедневно обслуживает в среднем 5 тысяч пассажиров. Эта цифра могла быть гораздо больше. Но сегодня инфраструктура несколько отстает от потребностей. Владельцы аэровокзала работают над тем, чтобы устранить это отставание. Несколько лет назад здесь началась масштабная реконструкция, которая позволит превратить Махачкалинский аэропорт в транспортный узел, отвечающий всем современным требованиям.
Масштабная реконструкция
В 2014 году в рамках первого этапа реконструкции аэропорт получил новую взлетно-посадочную полосу. Было усилено асфальтобетонное покрытие, увеличены ее размеры по длине и ширине. После появления новой ВПП у нас появилась возможность принимать не только отечественные, но и иностранные воздушные суда.
Следующий этап реконструкции предусматривал возведение нового международного терминала. В 2021 году он был запущен. Площадь объекта составляет более 11 тысяч кв. м и превышает территорию старого терминала в 10 раз. Пропускная способность увеличилась с 78 до 300 тысяч пассажиров в год.
«Практически все производственные здания аэропорта были построены полвека назад. Пропускная способность пассажирского терминала составляла 200 человек в час, из них не более 60 – на международные линии. По современным меркам это ниже среднего. Причем схема пропуска была односторонняя, т. е. пассажиры идут только в одну сторону – или на вход, или на выход. Введение в эксплуатацию нового терминала позволило аэропорту избавиться от реверсивной схемы обслуживания», – рассказывает Магомед Амирханов, начальник производственно-диспетчерской службы.
Следующий этап – дополнительная реконструкция взлетно-посадочной полосы. В настоящее время прорабатывается вопрос открытия прямых регулярных рейсов в Минводы, Сочи, Ставрополь, Самару, Симферополь и ряд других городов.
Прочностные характеристики полосы и ограничения по размеру не позволяют в полной мере принимать воздушные суда с той интенсивностью, с какой бы мы хотели. Аэропорт может принимать ежедневно не более 2 судов типа Airbus. Поэтому, хотя авиакомпании и пассажиры выражают свое желание активнее летать через наш аэропорт, возможности «Уйташ» не позволяют этого. Большие надежды возлагаются на проект дополнительной реконструкции взлетно-посадочной полосы.
«Это важно и с точки зрения стратегической безопасности как всего региона, так и России, поскольку Махачкала – это аэропорт совместного базирования с Министерством обороны, ФСБ и Росгвардией», – добавляет М. Амирханов.
Между тем, как проинформировали в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, полная готовность взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Махачкалы будет обеспечена в III квартале 2025 года.
Как отметили в Минтрансе, реконструкция взлетно-посадочной полосы махачкалинского авиахаба включена в часть мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, реализация этих мероприятий ведется в плановом порядке и риски по финансированию и исполнению календарного графика отсутствуют. Готовность новой взлетно-посадочной полосы составляет 40 %, стопроцентная готовность будет обеспечена в III квартале 2025 года. До конца текущего года специалисты планируют завершить здание основной аварийно-спасательной станции, патрульную дорогу, ограждение периметра и 8 трансформаторных подстанций. На выполнение подготовительных работ в 2024 году направлено 6,4 млрд рублей.
В ведомстве подчеркнули, что предусмотренные проектом мероприятия будут способствовать развитию туристской отрасли и смежных отраслей экономики региона. В этой связи прогнозируется увеличение пассажиропотока в аэропорту до 3 млн человек в год.
Если брать 2023 год, то за этот период международный аэропорт Махачкалы обслужил рекордное количество пассажиров –
более 2,8 млн человек. Это на 12 % больше, чем в 2022 году.
Увеличение пассажиропотока связано в первую очередь с привлечением новых авиаперевозчиков. Сегодня на авиарынке республики присутствуют несколько авиакомпаний, в том числе иностранные. Это привело к снижению цен. Сегодня пассажирский аэротранспорт в отношении стоимости не дороже, чем железнодорожный, не говоря уже о скорости и комфорте.
В режиме повышенной нагрузки
Чтобы посмотреть, как идет обслуживание пассажиров, мы с летного поля прошли к регистрационным стойкам. Если кто-то думает, что по территории аэропорта можно гулять как в своем дворе, то он ошибается. Попасть внутрь мы смогли лишь по специальному пропуску. Причем на каждом пункте проходили через тщательный досмотр на предмет проноса запрещенных средств.
Как раз заканчивалась регистрация на московский рейс.
«По правилам, регистрация начинается за два часа и заканчивается за 40 минут до вылета. За оставшееся время нужно успеть осмотреть багаж, погрузить его в багажное отделение. К сожалению, часто бывает, что пассажиры не успевают завершить регистрацию в назначенное время. По внутренним правилам, мы сами не можем продлить срок регистрации. Такое решение вправе принимать только официальные представители авиакомпаний, которые присутствуют на месте», – рассказывает начальник смены службы организации перевозок Зумруд Омариева.
Она признается, что в работе с пассажирами нередко возникают сложности: «Многие вылетают в первый раз, поэтому много времени приходится тратить на объяснение элементарных действий. Но мы следим за тем, чтобы наши сотрудники вели себя с людьми максимально корректно».
Два раза в год на службу организации перевозок ложится наибольшая нагрузка. Это происходит, когда наши паломники вылетают в хадж и возвращаются обратно. В отличие от прошлых лет, когда часть паломников отправлялась к святым местам наземным транспортом, сегодня их доставка туда практически полностью выполняется по воздуху. Из Дагестана в этом году в хадж отправилось около 10 тысяч паломников, и можно представить, какая нагрузка легла на сотрудников аэропорта.
В такие дни службам аэропорта приходится работать с тройной интенсивностью, чтобы успеть без задержек пропустить такой поток. А ведь раньше вместе с паломниками в аэропорт прибывали еще и многочисленные сопровождающие. Хорошо, что сейчас турфирмы-операторы хаджа навели порядок и паломники приезжают одни.
Сегодня ключевым вопросом деятельности аэропорта является безопасность. За это направление в Махачкалинском аэропорту отвечает служба авиационной безопасности. Она оснащена современной техникой. Для контроля багажа и ручной клади используются рентгено-телевизионные интроскопы «Хайман». Они позволяют практически со стопроцентной точностью обнаруживать различные взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости и любые виды оружия.
Для обнаружения оружия и взрывных устройств, расположенных на теле человека, используются старые добрые стационарные и ручные металлодетекторы. Это проверенный вид антитеррористического оборудования, который до сих пор остается вне конкуренции по широте использования.
К сожалению, техника пока не научилась измерять уровень неадекватности того или иного человека. Некоторые наши земляки не понимают серьезности требований, которые предъявляются правилами авиационной безопасности, и отказываются их выполнять.
Отдельные пассажиры, как правило, молодые, при прохождении процедуры досмотра встают в позу: а почему я должен давать себя обыскивать? – сетуют авиационные секьюрити.
Мы рассказали лишь о малой части работы, которая проводится работниками нашей воздушной гавани для того, чтобы воздушные полеты были удобными и безопасными. Но, думается, рассказанного достаточно, чтобы понять, насколько эта деятельность является непростой и комплексной. В День Воздушного Флота России хотим пожелать всем работникам отрасли ясного неба над головой!
История воздушного флота
В России 18 августа отмечается День воздушного флота. Его отмечают не только лётчики. Это профессиональный праздник инженеров этой сферы, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников многочисленной авиационной инфраструктуры. Воздушный флот изначально создавался в научно-исследовательских, а затем и в военных целях. Но очень быстро инженерные гении реализовали мечту простого человека о полетах. В 2024 году мы не можем себе представить жизнь без гражданских и грузовых авиаперевозок.
Дату этого праздника установил в 1933 году Иосиф Сталин. Это было сделано по предложению командующего ВВС тех лет Якова Алксниса. Он свято верил, что нужно популяризировать среди простых людей авиацию и предложил устраивать воздушные парады в честь праздника. Его провели в первый же год торжества. Алкснис считал 18 августа идеальной датой. Во-первых, из-за погодных условий. Во-вторых, заканчивался учебный год лётчиков и новые спецы входили в строй.
Однако позже с развитием мирной авиации появилась необходимость разграничить ее с военным флотом. Поэтому указом Президиума Верховного Совета СССР в 1980 году был установлен День Воздушного Флота каждое третье воскресенье августа. Уже в 1992 году в РСФСР издали новый документ, который зафиксировал тот же принцип торжественной даты.
Сегодня российская гражданская авиация продолжает развиваться. Российские авиакомпании стараются активно расширять свою сеть маршрутов и улучшать качество обслуживания пассажиров.
Парк российских авиаперевозчиков продолжал пополняться отечественными авиационными судами. В 1993 году вступил в эксплуатацию авиалайнер Ил-96 – первый отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт, рассчитанный на 300 пассажиров. В историю мировой гражданской авиации он вошёл как самый безопасный пассажирский самолёт.
В 2011 году в авиакомпанию после длительного перерыва поступил «Сухой Суперджет-100» – первый самолёт, разработанный в России после распада СССР. В 2020 году состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального самолёта МС-21-310, оснащённого новейшими двигателями российского производства ПД-14.