Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 30 марта, Чт

Махачкала

Weather Icon

Равнение на равных

A- A+

Все люди разные. Но всех нас призван объединить один закон, гарантирующий всем гражданам равные права реализовывать свои возможности – физические и духовные. Вот тогда и считается общество гармонично развивающимся. А можно ли сегодня так отзываться о российском обществе, в том числе и дагестанском?

Посмотрим на детей-инвалидов. Их в стране очень много: в целом в России – полтора миллиона, а в Дагестане, по данным Министерства труда и социального развития РД, — 32526. Возраст от 1 года до 18 лет, а значит самый подходящий для социальной адаптации детей-инвалидов. Имеется в виду, насколько ребенок-инвалид удачно впишется в общество здоровых детей, настолько ему будет комфортнее во взрослой жизни. Это есть самая простая истина психического бытия ребенка, которой должно дорожить общество взрослых: оно призвано осторожно претворить в жизнь эту истину. А получается ли так? Увы, часто нет, не получается.

Самая жгучая проблема в этом вопросе — устроить ребенка-инвалида в воспитывающее и обучающее учреждение общего профиля. Эта проблема существует везде – начиная со столицы и кончая окраинами. Причин этому много, но чаще всего убеждение и органов образования и многих родителей, что инвалиду-ребенку не следует обучаться в обычной школе. Между тем давно в мире признано, что инвалид-ребенок в школе не должен быть экзотическим общественным явлением – такого школьника нужно воспринимать как обычное явление: ведь у каждого из нас своя судьба, и каждую судьбу надо достойно уважать и по моральным заповедям, и с гражданских позиций. Инвалид-ребенок должен быть полноценным в духовном смысле учеником. И никто не имеет права ущемлять его права и интересы.

Да, есть специализированные школы для детей-инвалидов, их называют коррекционными. Они работают по особой программе, их контингент — дети, страдающие конкретными недугами. Но если у ребенка инвалидность не связана с этими болезнями, он должен посещать общеобразовательную школу.

Однако печально то обстоятельство, что до сих пор нет  единого мнения о том, что ребенок с общей инвалидностью обязательно должен учиться в обычной школе, по-другому говоря, в инклюзивной школе. Есть эксперты, предлагающие открыть специализированные школы для таких детей. Мне кажется, что эта позиция неправильная, явно субъективная. В самом деле, если у ребенка-инвалида нормальная психика, то почему он не может учиться в общеобразовательной школе?

Да что там говорить об учебе, посмотрите на наши улицы, подъезды домов, на те же школы. Есть ли везде элементарные пандусы, чтобы ребенок-инвалид мог без труда проехать до школы, дома, детской игровой площадки? Уж сколько лет разговоры об этом ведутся, а конкретно мало что и редко где делается в этом плане.

В Австрии, Бельгии, Германии и других европейских странах забота о социализации детей-инвалидов является святым государственным долгом. Там необходимые условия созданы не только в общеобразовательных школах, но и в других сферах: детских театрах, библиотеках, музеях, галереях, выставках. Там давно убедились: если граждане чувствуют социальный комфорт, то они уважительно относятся к своей стране, в них всегда присутствует энергия патриотизма.

Нашей стране тоже надо бы побольше патриотизма…

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»