Снес бульдог яичко…
«Нет у нас цензуры», - эту фразу в последние дни кто с сожалением, кто просто констатируя произносят разные люди в связи с резонансом, вызванным спектаклем «В твоих руках». Они забывают, что сегодня царствует самая жесткая, безжалостная из всех возможных цензур - цензура денег. Она создает благоприятную атмосферу для псевдоискусства, массовой культуры и утверждает: хорошо и талантливо то, что приносит максимальный доход. Чем больше доход, тем талантливее произведение и его автор.
Боюсь, что с такими установками долго нам не протянуть. Человечество не может жить без денег, но они должны иметь в жизни общества мощный противовес в виде здоровой духовно-нравственной среды обитания. Народы, не решившие этой задачи, сходят с исторической арены. Их не спасают ни материальные богатства, ни обширность территории, ни комфорт, ни благоприятные условия природной среды.
Нынешнее необъяснимое и уродливое смешение всевозможных, принципиально несовместимых явлений убеждает, что духовная культура находится в состоянии полнейшего хаоса. Почему к одной области человеческой деятельности причисляют и портреты Рембрандта, и обыкновенный стул г-на Юккера с вбитыми в него гвоздями? Почему художником называют и Микеланджело, расписавшего Сикстинскую капеллу, и авангардиста, намотавшего на большую катушку пять километров веревки? Почему композитором считают и Бетховена, и автора идиотского шлягера из трех нот? В состоянии хаоса, скандальных сенсаций, финансовых пирамид и малых пузырей ничтожных авторов происходит тотальное, неизбежное и невосполнимое уничтожение духовности. И это уже не вопрос, касающийся участников творческого процесса. Это вопрос выживания народа, государства, человеческой цивилизации.
Искусству в жизни человека отведена особая роль. Это основной инструмент укрепления и развития духовно-нравственной среды обитания.
Современные культуртрегеры утверждают, что именно новое искусство, сперва кажущееся шокирующим и скандальным, изменяет повседневную жизнь. Но если «новое» — это бульдог, снесший золотое яичко (с картины «Курочка Ряба»), то чур меня от такого искусства. Человечество либо хранит себя и свои возможности духовного роста, либо превращается в общество физиологических роботов.
Идеологический напор масскультуры агрессивен, эпатажен, требует денег и признания. Минимум фантазии и максимум пиара — и произведение готово. Невиданные деньги, которые впрыскиваются в раздувание подобной культуры, делают ее занятием модным и прибыльным, что в литературе, что в театре, что в музыке. Мастерство не в цене. Востребовано бесстыдство, напор и энергия. А ведь многие и не осознают, что основная и решающая борьба за выживание человечества сегодня сосредоточена именно в духовно-нравственной области. Культура — краеугольный камень человеческого общежития.
Важнейшую часть работы по формированию духовно-нравственной среды обитания выполняют произведения искусства. Но чтобы отделить их от подделок и шокирующих перформансов, придется сформулировать само это понятие. Потому что сегодня любой энергичный человек имеет возможность объявить искусством все, что угодно.
Нравственная неразбериха очень опасна для тех, кто только вступает во взрослую жизнь. Кто объяснит юным истинный смысл, глубинное содержание и направление развития современных тенденций духовного творчества, в то время как многие деятели культуры прагматичны словно ростовщики?
В Дагестане сегодня уже есть государственная политика, поддерживающая подлинное искусство и его служителей, настоящее творчество, требующее напряженного труда. Труда, который материальной прибыли не приносит.
Рыночная цивилизация западного типа поддерживает любое рентабельное предприятие. А духовность и нравственность нерентабельны и конкуренции не выдерживают. Потому духовные проекты и нуждаются в защите и помощи государства. Пусть же средства идут исключительно на созидательное искусство. Финансировать то, что ведет к разрушению, унижению и осмеянию — самоубийственно.