Купить PDF-версию
08:06 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Штрафы сократят аварийность

Будний день. На проспекте Петра Первого в Махачкале, ближе к повороту на завод стекловолокна, как обычно, длинная вереница машин, медленно проезжающих перекресток.

«Понаставили камер на каждом шагу, лишний раз никого не обгонишь, – чертыхается водитель такси, в котором я еду. – С одной стороны, правильно: столько смертей на дорогах. Недавно мои знакомые в аварию попали на трассе, да и по городу немало случаев есть».

Подъезжаем к очередному светофору. Замечаю строгий взгляд камеры видеофиксации, контролирующей исполнение знака «60». «Можно подумать, что штрафы, которые мы платим, сократят аварийность на дороге. А самый главный вопрос: куда идут эти деньги?» – не унимается таксист.

По информации Минтранса, сегодня в республике установлено 276 комплексов видеофиксаторов: 124 федеральных, 50 республиканских и 102, установленные за почти 10 млн рублей московской компанией «ООО «Минимакс-94», выигравшей аукцион.

А вопрос действительно интересный: будет ли влиять количество камер видеофиксации нарушений ПДД и соответствующие штрафы на культуру вождения и безопасность на дорогах? Судя по примерам других стран, такая мера действительно эффективна, влияет на снижение аварийности довольно сильно. В развитых странах штрафы за превышение скорости намного больше, чем у нас.

Например, в Швеции при разрешенной скорости в городе 50 км/ч, если превысишь ее на 10 км/ч, то штраф составит 20,6 тысячи рублей в пересчете на российскую валюту. Мне возразят, что, мол, у них и зарплата выше. Совершенно верно, средняя зарплата там одна из самых высоких в мире: в рублях – 174 тысячи. Но если взять в процентном соотношении, то штраф более 20 тысяч рублей составляет уже 11% от условного дохода.

У нас же при средней зарплате, скажем, в 25 тысяч рублей, штраф за аналогичное превышение скорости равен 500 рублям, а это всего 2% от дохода. То есть один из самых низких. А вот если вы нарушите скоростной режим в Эстонии, то вам придет штраф в сумме, эквивалентной 38 тысячам рублей, а зарплата там намного меньше, чем в Швеции. Наказание «рублем» не сразу, но за довольно короткие сроки на порядок уменьшило количество дорожных происшествий в этих странах.

Есть еще одна особенность. Практически во всех странах, где дорожные происшествия редки, в городах разрешенная скорость не превышает 50 км/ч, а, например, в Финляндии вообще разрешенная скорость по городу 30 км/ч. С Россией в этом плане сравнимы разве что Беларусь, Китай и Япония. В этих государствах разрешенная скорость по городу 60 км/ч, а допустимое превышение на 10 км/ч – только на магистральных автодорогах, а в Токио нельзя превышать скоростной режим и на 1 км/ч.

Большая часть средств от штрафов за нарушение ПДД идет в региональные бюджеты субъектов и будет расходоваться на ремонт дорог и прочее

А как же у нас обстоят дела? Даже с учетом относительно небольшого среднего заработка россиян, штрафы все равно достаточно невысоки по сравнению с другими странами. Так еще и допустимое превышение скорости на целых 20 км/ч.

Если же отвечать на вопрос, который не дает покоя дагестанским автомобилистам, – куда расходуются средства от штрафов за нарушение ПДД, фиксируемые дорожными камерами, то ответ кроется в следующем.

В статье 46 Бюджетного кодекса РФ говорится, что все штрафы, которые установлены КоАП РФ, должны зачисляться в федеральный бюджет в тех случаях, если постановление о наложении штрафа выносит судья в федеральном суде или должностное лицо федерального органа, структурных подразделений, территориальных органов и других государственных органов.

Однако большая часть средств идет все же в региональные бюджеты субъектов и будет расходоваться на ремонт дорог и прочее. Это, кстати, и требование закона, ведь еще с 1 января 2019 года в силу вступило постановление, согласно которому некоторая часть денежных средств должна уходить на финансирование строительства и ремонта дорог, а также, разумеется, безопасности дорожного движения.

Недавно об этом проинформировал и вице-премьер Дагестана Гаджи­магомед Гусейнов: все средства, которые получают от штрафов, будут направляться исключительно на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

А это по сути исполнение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», в которой предусмотрены как раз увеличение количества камер фото– и видеофиксации нарушений, улучшение дорожного освещения, закупка школьных автобусов (с целью борьбы с детской смертностью на дорогах) и прочее.

Остается надеяться, что боязнь получения «писем счастья» будет способствовать реальному снижению аварийности на дорогах.

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Автотюнинг по-дагестански

34
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Камеры работают. А мозги?

65
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих –...

Античеловеческий фактор

22
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду...

Безопасность на дороге – общая задача

20
Работа над профилактикой нарушений на автодорогах...

Ответственность перед Всевышним и людьми

20
Сегодня многие из нас не мыслят свою жизнь без...

Организация безопасных дорог

70
Статистика аварийности на дорогах за прошлый год неутешительная: Дагестан оказался самым...

Ответственность перед людьми и Всевышним

19
Сегодня многие из нас не мыслят свою жизнь без...

… А небережёного ГИБДД стережёт

21
В начале месяца сотрудники ГИБДД отметили свой...

Жестокий урок должен быть, наконец, усвоен

75
Три часа утра. На улице пожилая супружеская...

Грамотная разметка выбьет «пробку»

137
Современный мир быстро меняется. Процессы ускоряются,...