Высший пилотаж
Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имеет такую уникальную историю, что ею можно гордиться и ей могли бы завидовать многие подобные объединения страны. В эти дни клуб отмечает 90-летний юбилей.
О Махачкалинском авиаспортклубе, пережившем и годы небывалого успеха в 60-80-е прошлого столетия, и горькую участь падения и увядания в начале текущего века, мною написано немало. Все материалы публиковались в республиканских изданиях в течение последних 30 лет. Сегодня спортивно-учебная организация дагестанского общественного патриотического оборонного объединения России, несмотря на все перипетии, ожила, набралась сил и снова действует. Но сначала немного истории.
Аэроклуб Осоавиахима был создан в 1933 году решением Совнаркома Дагестанской АССР в целях содействия армии в подготовке летчиков, планеристов, парашютистов, техников. К началу Великой Отечественной войны клуб был обращён в 21-ю военную авиационную школу пилотов и стал местом подготовки сотен будущих фронтовиков. Лучшие из них: Юсуп Акаев, Александр Ситковский, Леонид Гальченко, Владимир Громаковский, Гаджи Буганов, Владимир Бараненко – стали Героями Советского Союза.
Нельзя обойти вниманием и махачкалинца Олега Владимировича Архиреева – одного из первых выпускников клуба, истребителя-аса, сбившего 18 самолетов противника и едва не ставшего Героем Советского Союза. Вернувшись с войны, он вместе с еще одним бывшим военным летчиком Юнусом Алибековым стал работать в аэроклубе и готовить молодежь к поступлению в лётные училища, а также обучать мастерству лётчиков-спортсменов.
Вскоре группа дагестанских пилотажников стала завоевывать медали на чемпионатах РСФСР и СССР. Начиная с 1960-х годов в клубе были подготовлены более 60 мастеров спорта СССР по самолётному и парашютному видам спорта. Олег Архиреев и Юнус Алибеков сами стали многократными чемпионами СССР. Ряд спортсменов достигли самых высоких результатов. Именно здесь начинали свой путь в сборной СССР будущая чемпионка мира по высшему пилотажу Любовь Немкова (Морохова). В сборную СССР попали также Галина Лунина (Соколова) и Касум Нажмудинов. В парашютном спорте особых успехов добилась Аминат Султанова, ставшая рекордсменкой мира. Мастером спорта международного класса, дважды чемпионом СССР и бронзовым призером чемпионата Европы по высшему пилотажу стал Муслим Гасанов. В число лучших пилотажников РСФСР входили Эдуард Балаев, Идрис Магомедов. Можно еще назвать десятки имён спортсменов, прославивших не только свой клуб, но и Дагестан. Спорт вдохнул свежую струю в жизнь махачкалинского аэроклуба, и это стало новой ступенью в его развитии. И именно с этого момента он стал приобретать славу легендарного.
Авторитет Махачкалинского авиаспортклуба ДОСААФ был высок, он считался основной спортивной базой для подготовки лётчиков-спортсменов Юга РСФСР и Закавказья. В 1960-х аэроклуб был перебазирован на аэродром возле Махачкалы-1. В знак уважения к спортивным достижениям дагестанских летчиков в 1966 году сборная СССР провела подготовку к IV чемпионату мира на базе Махачкалинского аэроклуба. В тот год советские пилотажники стали чемпионами мира.
В 1969 году руководитель клуба Касум Нажмутдинов был приглашен на должность старшего тренера сборной команды СССР по высшему пилотажу. Уроженец села Гонох Хунзахского района вывел советский самолётный спорт на высочайший мировой уровень – вот уже более 50 лет советские и российские авиаспортсмены являются сильнейшими в мире. Заслуженный тренер СССР Касум Нажмутдинов за 32 года подготовил 12 абсолютных чемпионов мира и еще 18 чемпионов Европы и международных соревнований, был вице-президентом международной авиационной федерации по высшему пилотажу.
Показательные выступления лётчиков и парашютистов становились настоящим авиационным праздником. Высочайший спортивный уровень членов сборной команды СССР можно было видеть на авиашоу, которые иногда проходили в Дагестане. Последнее такое авиашоу прошло в 1992 году по заказу администрации Хунзахского района. Мастер спорта международного класса по высшему пилотажу Муслим Гасанов продемонстрировал тогда над родным Хунзахом филигранную технику пилотирования в сложнейших для обычного лётчика условиях. Каскады фигур высшего пилотажа между вершинами белоснежных гор, пикирование в ущелье и пролеты впритирку к отвесным скалам, демонстрация сверхманевренных характеристик современного спортивного самолета напоминали цирковые трюки. Персональный «Су-26» Муслима являлся тогда уникальной конструкцией отечественной авиационной промышленности, основной машиной сборной команды Советского Союза, которая, повторюсь, опережала суперкоманды США, Франции и Испании.
В статье «Блеск и нищета авиаспортклуба», опубликованной в одной из популярных республиканских газет в сентябре 1998 года, я писал, что финансовое положение этой организации, впрочем, как и всех других спортивных организаций ДОСААФ республики, является очень тяжелым. Не многие понимали значение и представляли себе потенциал технических видов спорта и, в частности, единственного в республике уникального лётного предприятия. Исправить существующее бедственное положение учебных и спортивных организаций ДОСААФ Правительство РД попыталось в августе 1998 года, издав Постановление «О мерах государственной поддержки деятельности ОСТО РД», согласно которому городским и районным администрациям рекомендовалось оказывать необходимую помощь ДОСААФ, а Госкомитету по спорту РД вменялось содействие в развитии технических и авиационных видов спорта.
Ничего не помогло. К 1998 году многочисленные секции по автоспорту, мотокроссу, мотоболу, картингу, автомодельному, радиоспорту, водным видам спорта в спорттехклубах и автошколах ДОСААФ республики были закрыты. Единственным местом, где еще теплилась жизнь, был Махачкалинский авиаспортклуб. Если учесть, что других технических видов спорта, кроме авиационных, в Дагестане тогда уже не осталось, всё внимание, надо полагать, должно было быть уделено этому подразделению республиканского ДОСААФ. Но в 2001 году и оно было закрыто. Стоявшие на вечном приколе самолёты пришли в совершенную негодность и рассыпались. Их сложили кучей на поляне перед административным зданием клуба, что напоминало виденную где-то картинку кладбища слонов.
В той статье было написано, что «если сравнить клуб с человеком, то можно представить его старым лётчиком-асом, брошенным и больным. Лётчик этот, едва родившись, стал героем Советского Союза, рекордсменом мира по парашютному спорту, чемпионом СССР по самолетному спорту, членом сборной страны по высшему пилотажу, тренером сильнейшей в мире команды СССР».
Территория аэродрома в Махачкале-1 стала зарастать бурьяном, а скоро была отдана под индивидуальное строительство. Там сейчас возник поселок с символичным названием
«ДОСААФ».
Сегодня Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имени Н. Аминтаева снова действует. Решение Центрального Совета ДОСААФ РФ о закрытии клуба было отменено самим же ЦС в апреле 2004 года. Деятельность славного клуба – полёты и занятия парашютистов – теперь осуществляются на аэродроме возле селения Коркмаскала Кумторкалинского района, который, будучи землей Минобороны, передан в ведение
Росимущества РФ. Надо сказать, что в случае необходимости аэродром может стать точкой развертывания сил Минобороны РФ, МВД, МЧС, примером чему являются события лета и осени 1999 года. Тогда, напомним, произошло нападение на Дагестан с территории Чечни международных террористов, и в республику стали прибывать борта с военной техникой и другими грузами. Их принимали единственный в Дагестане аэропорт и единственный аэродром ДОСААФ в Махачкале-1. Есть также большие возможности для обеспечения деятельности санитарной авиации Медицины катастроф.
Начальник организации – бывший военный летчик Магомед-Расул Давудгаджиев (на снимке слева), недавно взявший управление на себя, рассказывает, что заниматься спортом, прыгнуть с парашютом здесь могут воспитанники военно-патриотических и спортивных клубов, а на платной основе и другие желающие. Дагестанская федерация парашютного спорта с радостью поддерживает предложения о проведении показательных выступлений к различным праздникам и регулярно проводит чемпионаты Дагестана. Кстати, очередные соревнования по парашютному спорту на аэродроме «Коркмаскала» пройдут 28-30 октября с участием гостей из республик Северного Кавказа.