Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:00 | 10 августа, Ср

Махачкала

Weather Icon

Госполитика в приоритете

Строительство
A- A+

Определение перспективных путей и направлений государственной политики в сфере строительства должно осуществляться с учетом наиболее значимых проблем, затронувших строительный комплекс регионов России. Многочисленными экспертами, государственными служащими и экономистами, выделяются различные проблемы в рамках функционирования строительного комплекса нашей республики. Ряд вопросов на эту тему мы адресовали и.о. министру строительства Республики Дагестан Артуру Сулейманову.

– Артур Абдулманапович, скажите, пожалуйста, насколько успешно реализуется государственная политика в сфере строительства на территории Республики Дагестан, как воплощаются в жизнь основные государственные федеральные программы, национальные проекты и как повлияла пандемия на реализацию этих проектов?

Пик пришелся на 2020 — 2021 год и наиболее серьезные последствия были как раз в строительной отрасли. Были нарушены цепочки кооперации, что привело к очень существенному росту стоимости металла на мировом рынке и, как следствие, всех металлоконструкций, которые применяют в строительстве. По инерции повысилась цена других стройматериалов, например, совершенно непредсказуемы выросла, например, стоимость песка. Удорожание всех строительных материалов повлияло на строительную политику в целом и на отношение к строительной отрасли.

На уровне Российской Федерации были приняты уникальные изменения в законах, к примеру, в 44 федеральном законе «О госзакупках» в 2021 году в рамках строительных контрактов была предусмотрена возможность увеличения стоимости ранее заключённого контракта на 30% и увеличение сроков его реализации на 30% в связи с ростом стоимости материалов. Что касается работы Министерства строительства Республики Дагестан, то мы старались решать эти проблемы. Допустим, в рамках реализации проектов, если мы видели, что не успеваем освоить тот объём денежных средств, который был выделен, то заключали соглашение и часть денежных средств перенесли на 2022 год. В прошлом году мы полностью реализовали тот объем средств, который за собой сохранили и внесли изменения в проектно-сметную документацию, дождавшись изменений законодательства. А в 2022 году мы будем уже завершать эти проекты с учетом текущей стоимости и с учетом тех инфраструктурных ограничений, которые здесь существуют.

Все программы важные и, в первую очередь, те, что связаны с коммуникациями, созданием благоприятной и комфортной городской среды. Это программа «Формирование комфортной городской среды». Она включает в себя общественные и дворовые территории, и мы по объёму привлечения федерального финансирования входим в десятку регионов-лидеров. То есть мы порядка миллиарда рублей в год привлекаем в рамках этой программы и более 240 общественных и дворовых территорий в 2022 году планируется благоустроить, в 2021 году их было 237.

Также важна для нас программа «Чистая вода». Все ограничения, которые у нас есть в плане водоснабжения и водоотведения, решаются в рамках этого проекта. Это здесь мы перенесли части лимитов 2021 года на 2022, и в 2022 году должны освоить порядка 1 млрд 400 млн рублей. У нас есть проектно-сметная документация, заключение экспертизы стоимости проектов, корректные, с учетом сегодняшней стоимости материалов. Поэтому мы планируем в этом году в полном объёме освоить все денежные средства и добиться тех результатов и эффектов.

Также важной является программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов». В прошлом году фонд капитального ремонта впервые превысил планку в один млрд рублей, то есть мы провели ремонтных работ на сумму превышающую миллиард руб. будем держаться и дальше этого темпа. По замене старого лифтового оборудования у нас помощь в виде субсидий от республики 100 млн руб. была в прошлом году и софинансирование 50 млн руб. мы получаем от федерального центра. Благодаря этому мы планируем в ближайшие три года заменить лифты во всех многоквартирных домах Республики Дагестан и закрыть эту проблему. Важной для нас является «Программа переселения граждан из аварийного и ветхого жилья». Здесь проблемы уходят в историю реализации этой программы в предыдущие периоды. К сожалению, было много различных, в том числе уголовных дел, которые возникли, и это привело к тому, что объем реализации программы в республике сильно снизился, количество домов, которые были признаны аварийными, было очень невелико, потому что, во-первых, муниципальные власти не хотели связываться с программой, которая давала нежелательные результаты, а люди, видя, что их из аварийного жилья переселяют, как говорил Сергей Алимович, в новое аварийное, не хотели переезжать. Мы проанализировали основные проблемы, это были моменты связанные с низкой стоимостью жилья, средняя стоимость квадратного метра жилья в предыдущие несколько лет составляла 32000 руб. Мы с муниципалитетами провели в 2021 году большую совместную работу, и на 1 квартал 2022 года в Республике Дагестан средняя стоимость составит порядка 46000 руб. Также понятно, что есть крупные города и есть муниципальные образования с разной стоимостью квадратного метра. Мы готовим сейчас изменения по примерам регионов, которые являются лидерами в реализации программ переселения, это методика ранжирования, то есть стоимость квадратного метра в Махачкале и стоимость квадратного метра в районе будут разной. У нас сейчас порядка полутора тысяч семей, которые уже включены в реестр ветхого, аварийного фонда, надеюсь, что реализация программы позволит нам существенно улучшить качество жилья наших жителей.

– Я понимаю, что работа строится с учетом новых тенденций, и есть, наверное, вещи, которые придется оставить позади. Какие проблемы приходилось решать минувшие годы, с которыми пора уже расстаться?

– Я бы для ответа на этот вопрос, разделил его на две части. Первое, что касается социальных федеральных программ и национальных проектов, мы зачастую идём просить денег, вооружившись только идеей. Вот этот подход надо трансформировать. Мы должны идти за деньгами с готовыми исходно-разрешительными документами и проектно-сметной документацией. Нам нужны компетенции для того, чтобы правильно подготовить исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию. И уже потом идти с готовым решением за деньгами. Что касается жилищного строительства, то в республике с 2018 года действует закон об эскроу-счетах, но у нас практически нет компаний, которые работают в рамках данного механизма. Поэтому и выявляются обманутые дольщики и прочие группы и категории граждан, которые, к сожалению, сегодня не могут быть защищены даже с точки зрения тех гарантий, которые дает федеральный центр, потому что формально они не являются обманутыми дольщиками. Они приобретают квартиры по какому-то договору, но договора долевого участия, где отражено перечисление денежных средств с подтверждением именно на расчётный счёт компании застройщика, регистрации в росреестре договоров, вот этого пакета документов, которые необходимы для того, чтобы подтвердить, что ты обманутый дольщик у них, к сожалению, нет.

Сегодня мы имеем возможность заниматься комплексным развитием территорий. Для этого мы сейчас взаимодействием с крупными муниципалитетами. По Дербенту уже есть первая программа, которая будет реализовываться в рамках комплексного развития территорий. Нужно всё-таки заниматься квартальной застройкой, микрорайоной, с нормальной, понятной планировкой, с мастер-планами, с определенной высотностью, этажностью, дизайн-кодом для того, чтобы качество жилья улучшалось, чтобы мы не просто вводили квадратные метры, но чтобы мы строили жильё, в котором людям комфортно жить.

– Если заглянуть в будущее, что нас ожидает. Как будет развиваться законодательство в сфере строительства и реализация проектов, и вообще работа в новом формате?

– Мы сегодня видим федеральные тренды постоянной трансформации пространства нормативов законодательства. Всё к чему мы привыкли, устаревает. Сегодня человек должен постоянно меняться, работать над собой, обучаться, схватывать новые направления. Те изменения, которые были в 2021 году внесены в законодательное регулирование строительной отрасли, они беспрецедентны. Такого количества изменений не было за всю российскую историю, и они нацелены на то, чтобы упростить процессы взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами и застройщиками. Все эти процессы направлены на то, чтобы мы могли прогнозировать на 35 лет вперёд. Ну и большая наша проблема — это компетенции, в первую очередь в проектной части, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, это наше водоснабжение и водоотведение, очистные сооружения и так далее. В республике во всех городах недостроены очистные сооружения. Потрачено много времени, денег, но ни одно из тех очистных сооружений, которые финансировались, сегодня не работает. Это говорит не только о каких-то там хищениях и иных вещах, но и об отсутствии банальный компетенции для того, чтобы правильно составить исходную разрешительную документацию, сделать грамотный проект и правильно его реализовать. Когда это касается жилого дома, то здесь как бы попроще, но когда это касается технически сложных проектов, здесь очень важно выбрать правильного проектировщика, подготовить исходно-разрешительные документы, собрать проект. В этих направлениях мы будем развиваться. Это и консолидация строительной отрасли, и открытость министерства, как ведомства, должно подсказывать застройщикам, какие новые изменения в законодательстве произошли, какие у них появились новые возможности, как они должны адаптироваться под те или иные требования в части взаимодействия с муниципалитетами. Это должна быть не борьба за функцию заказчика, а взаимодействие, нацеленное на общий результат. Поэтому менять нужно многое, начнём с маленьких шагов и надеюсь, что придём к тем результатам, которых ожидают от нас жители республики.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Строительство»