Купить PDF-версию
09:32 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
09:01 25.08.2010

Как привлечь инвесторов

Не секрет, сегодня экономика Дагестана, несмотря на солидный потенциал своего развития, переживает не лучшие времена. Нужны инвестиции, а чтобы они пошли, необходимы масштабные и перспективные проекты. Однако их-то не так у нас много, о чем говорилось на недавнем совещании по итогам встречи Президента РФ Д. Медведева и главы республики в Сочи.

Впрочем, удивляться тому, что собранный в предыдущие годы инвестиционный портфель республики далек от совершенства, было бы по крайней мере наивно. Иначе и не могло быть, так как разрабатываемая стратегия социально-экономического развития Дагестана — 2020, несмотря на немалые труды, переработку и оживленное обсуждение в СМИ, так и не приобрела подобающие подобного ранга документу четкие и внятные очертания.

За отсутствием таковых, то есть ясных, экономически обоснованных критериев, отталкиваясь от которых и мог бы формироваться полноценный инновационный портфель, в него попали, прежде всего проекты, скажем так, лоббируемые определенными бизнес-сообществами или чиновниками. Непроработанные и без просчитанных бизнес-планов, они, по словам Президента РД Магомедсалама Магомедова, частных инвесторов не вдохновляют.

Сегодня часть из них проходит экспертизу ВЭБ на предмет состоятельности и соответствия критериям банка, то есть государственного инвестора. Президент Дагестана отметил, что инвестициями должно заниматься сегодня не только агентство по инвестициям, но и все республиканские ведомства. При этом, по словам Первого заместителя Правительства РД Мухтара Меджидова, одна из серьезных проблем в том, что предлагаемые проекты нередко «дутые» и основаны на фантазиях.

Многое из того, что предлагается инвестору, лишь отчасти отвечает непосредственно интересам населения территорий, где планируется реализовать тот или иной инвестпроект. К примеру, строительство того или иного крупного промышленного объекта — помимо незначительных налоговых отчислений в местные и республиканские бюджеты, некоторого количества потенциальных рабочих мест по большому счету не способно в корне разрешить жизненные проблемы населения. Обратная сторона такого негативного отношения на местах к перспективам размещения на их территориях подобных объектов — боязнь инвесторов ангажироваться в них. Пока за заключенными протоколами намерений реальных инвестиций все еще нет.

Оно и понятно, ведь не скрыть, в том числе и от инвесторов, что из Дагестана продолжается отток населения.

У нас в республике сегодня по большому счету, кроме земли в залог, инвестору и предоставить нечего. А земля дорога там, где есть реальное развитие

Сегодня уроженцев Буйнакска, Избербаша, Дербента и других населенных пунктов с легкостью встретишь в органах опеки Германии, Швеции, Франции, готовых жить там без статуса, на социальные выплаты. Масса дагестанцев разбросана и по регионам страны, и они далеко не всегда обустроены, нередко трудятся по-черному, часто выполняют неквалифицированную работу, чтобы обеспечить существование своих семей на родине, раскачиваемой сепаратистами.

Как в таких условиях убедить инвесторов в благоприятном инвестиционном климате? Поверят ли они на слово? Убедят ли их госгарантии? Ведь в принятии решении вкладывать свои капиталы в тот или иной проект, факторы риска соизмеряются у предпринимателей с возможностями получения прибыли, судя по отсутствию прыти в деле инвестирования, они все еще очень велики. Не спешат на родину и успешные дагестанцы, не понаслышке знакомые с трудностями бизнеса в родной республике.

Дагестану необходима социальная стабильность, для нее же в свою очередь нужны предпосылки — успешное решение ряда острейших проблем населения, в числе которых реализация права на жилье.

Вопрос этот в республике, где наблюдается демографический бум и две трети населения составляет молодежь, просто определяющий для разрешения проблемы социальной напряженности.  

Круг замыкается, ведь для развития социальной сферы, повышения того же жизненного уровня людей и нужны инвестиции. Да, наличие круга очевидно, и чтобы выйти из его порочной сути, необходимы беспрецедентные решения, адекватные тем, что за последние десятилетия всех нас в него вогнали.

У каждого дагестанца есть право раз в жизни получить земельный участок, но как реализуется это право? Да, Дагестан – малоземельная республика, но все же земля у нас имеется. О том, насколько неэффективно она используется, как ею спекулируют, часто говорится с самых разных трибун. Почему бы, наконец, ее разумно и справедливо не использовать? Разве мало ее от самого Дербента до Кизляра, той, что по обе стороны трассы, от Каспия до самых предгорий. Согласен, земля эта в большей степени имеет различных правообладателей — от муниципалитетов до федералов. Но что если собственников вовлечь в масштабный общенациональный инвестиционный проект перспективами развития этих территорий? Нужно прийти к соглашениям. Разве бизнес не предполагает компромиссы?

Ведь под лежачий камень, как известно, и вода не течет!

Высказанное далее, конечно же, спорно. Но давайте все же пофантазируем вместе, ведь проекты это и предполагают, помимо, конечно, выверенных и конкретных расчетов.

Представьте электричку, отправляющуюся, подобно запушенной стреле, от Минвод, скажем, до Дербента. Южный Сапсан за считанные часы довозит россиян к альтернативным причерноморским курортам, расположенным по всему Каспийскому побережью. Здесь можно провести отпуск, а также скоротечный уик-энд.

По правую сторону по направлению к горам на протяжении чуть ли не тысячи километров расположены малые, частные отели-гостиницы, принимающие гостей с радушием и недорого. Это сектор индивидуальной жилой застройки, ориентированной к приему и обслуживанию отдыхающих. В привлекательных на вид коттеджах, стилизованных под горскую архитектуру, живут врачи, официанты, спасатели и охранники, повара, водители, администраторы, в общем многотысячный персонал, обслуживающий многочисленные санатории, профилактории, спортивные, рекреационные базы и лечебницы, расположенные уже по другую сторону скоростной магистрали вдоль побережья Каспия — секторе застройки частными инвесторами. Там ими, европейцами, китайцами и арабами, за последние годы построены сотни клиник, лечебниц и объектов рекреации.

У самого же побережья Каспия расположены оригинальные по архитектуре с высоким уровнем сервиса здравницы и многофункциональные медицинские центры федерального и мирового значения. Здесь чисто и чинно. Здесь обследуются, лечатся, проходят последующую реабилитацию больные со всей планеты. Климат наш располагает к этому. Доступ к морю открыт, наряду с обустроенными светскими пляжами функционируют закрытые для раздельного отдыха мужчин и женщин, что привлекает сюда гостей со всего ближнего Востока. Также здесь нет игорных домов.

Ну просто утопия скажете вы. По этому поводу замечу, что при нынешней конъюнктуре рынка и том богатстве выбора, которыми обладает потенциальный инвестор, он должен быть уверен в стабильности и благоприятных экономических условиях региона, а также в механизмах правового, бескровного выхода из дела в случае форс-мажора. В-третьих, его интересует масштаб и мультипликационный эффект от участия в проекте. Это классика жанра. То, что вся подобная красота может на нашем побережье быть застроена уже через десяток лет, технически и теоретически не вызывает сомнений. Масштаб в этом деле важен.

Определяющим в подобном проекте, конечно же, является вопрос предоставления земли. У нас в республике сегодня по большому счету, кроме земли в залог инвестору, и предоставить нечего при том, что при нестабильности региона она немного стоит. Земля дорога там, где есть реальное развитие. Если дать землю под индивидуальное строительство вдоль предполагаемой скоростной магистрали, развитие это будет обеспечено. Только за первое полугодие 2010 года в строительство жилья дагестанцы вложили порядка 1,6 миллиарда рублей, построив 325 тыс. кв. метров, и это в кризисный год.

Теперь представьте, каких масштабов может быть строительный бум, если законное право построить на участке своей земли дом станет реальностью для тысяч и тысяч дагестанцев, в том числе временно проживающих за ее пределами. Люди будут возвращаться и ввозить в Дагестан деньги. Значит, потянутся и частные инвесторы. Опыт градостроительства мегаполисов не по «центру», а по «трассе» в мире признан успешным. Технологии их возведения существуют, к примеру, «Штрассенхаус» или так называемая концепция «ЭЛСИТИ», предполагающая строительство транспортных сообщений совместно со всем комплексом необходимых для жилых секторов, инженерной инфраструктурой на всем ее протяжении.

Но главное даже не в этом, а то, насколько подобный проект может укрепить доверие людей к власти. Он затрагивает каждого дагестанца. Люди будут строиться. Остальное позже, в числе которых может быть планомерная политика государства по стимулированию подобного строительства, предоставлению различных форм ипотеки, включая земельную или отвечающую исламским нормам, выработку требований, регулирующих приоритеты застройки и ориентирующих их под цели и задачи проекта, то есть стимулирование строительства малых отелей, кафе, пансионатов. Здесь можно создать особую экономическую зону.

Как вы полагаете, чем эта вновь формирующаяся прослойка дагестанцев ответит экстремизму? Определенно неприятием, если хотите, настоящим «джихадом». А вот подсчетами, вопросами экономической целесообразности разработки и реализации подобного проекта, конечно же, должны заняться специалисты и эксперты; строители, архитекторы, функционеры от власти. О том, что думают об этом, разговор состоится на круглом столе, который соберется в редакции «Дагестанской правды».

 

Статьи из «Экономика»

Цены – на высоте

24
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

48
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

9
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

6
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

63
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

23
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...