Купить PDF-версию
17:41 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
09:30 14.09.2021

«Кто говорит?» – «Клон»

Ситуация: вам звонят из хорошо известного банка, номер на экране смартфона трёхзначный, по которому вы сами обычно связываетесь с финансовой организацией. На том конце беспроводной связи «сотрудник» представляется, называет вас по имени-отчеству, сообщает о каких-либо действиях, происходящих с вашей картой или счетом, советует произвести определенные действия, чтобы мошенники не успели снять все ваши сбережения. Но не спешите поддаваться эмоциям и уловкам звонящего! Теперь злоумышленники способны звонить с любого номера из вашей записи контактов.

Как не стать жертвой мошенников, какие новые приемы завладения средствами финансово неподкованных граждан они используют, с кем сотрудничают и как их находят, рассказали журналистам республиканских СМИ управляющий Отделением НБ-Республика Дагестан Мурад Идрисов и начальник отдела управления Уголовного розыска МВД по Республике Дагестан подполковник полиции Шамиль Ахмедов.

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 %, до 237 тысяч, а их объем подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей. Большинство активностей злоумышленников, как и ранее, совершается с использованием телефонов.

«Банк России во втором квартале 2021 года инициировал блокировку более 12 тысяч мошеннических телефонных номеров. Это превышает данные прошлого года более чем в 2 раза, – сообщил Мурад Идрисов. – Меры, которые сейчас предпринимает мегарегулятор совместно с банками по повышению финансовой грамотности, и то, что делают правоохранительные органы для профилактики и раскрытия преступлений в сфере кибермошенничества, дают результат. Хочу отметить, что Отделение НБ-Республика Дагестан – единственное в Южном и СевероКавказском федеральных округах, подписавшие Дорожную карту с МВД по Республике Дагестан для взаимодействие в борьбе с мошенниками в банковской сфере».

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 % – до 237 тысяч, а их объём подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей

По информации Мурада Идрисова, доля социальной инженерии во втором квартале упала до 47 % против 68,6 % годом ранее. Главная тенденция к росту телефонного мошенничества – переход финансовых мошенников в онлайн. Активным полем деятельности аферистов становятся социальные сети и мессенджеры, злоумышленники часто используют взлом аккаунтов, фишинг, создают сайты-клоны, призванные похитить данные банковских карт. Эти и другие мошеннические приемы в сочетании с методами социальной инженерии направлены на обман граждан.

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 % – до 237 тысяч, а их объём подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей

«Тенденции прошлого года остаются актуальными и в 2021 году. Так, тренд на снижение уровня социальной инженерии продолжил укрепляться и во втором квартале – по всем операциям этот показатель снизился до 47 %, – сообщил Идрисов. – При этом самым массовым каналом хищения денег как у физлиц, так и предприятий стали системы дистанционного банковского обслуживания.

С одной стороны, мы видим полуторный рост потерь. С другой – нельзя забывать, что люди в 2020 году, находясь в режиме самоизоляции, гораздо чаще совершали покупки онлайн, соответственно, объем платежных транзакций, совершаемых дистанционно, тоже возрос практически на четверть. Иными словами, нельзя говорить о каком-либо существенном росте доли похищенных финансовых средств, поскольку объемы операций физлиц в прошлом году на фоне пандемии также резко и значительно возросли».

МВД Дагестана со своей стороны ведет активную борьбу с мошенничеством в банковской сфере. Подполковник полиции Шамиль Ахмедов констатирует: создано специальное подразделение и в центральном аппарате, и в органах следствия, и в оперативных подразделениях, а также в каждом территориальном отделе.

«За 8 месяцев этого года на территории республики наблюдается рост уголовных дел, возбужденных по фактам краж и мошенничеств, совершенных с использованием ИТТ преступлений, на 150 % (558 против 223). В том числе квалифицировано по статье 159 УК РФ – 495 дел, по части 3 статьи 158 УК РФ – 63 дела, – сообщил представитель регионального МВД. – Раскрыто и направлено в суд 102 дела, приостановлено 409 (по статье 159 УК РФ – 385, по статье 158 УК РФ – 24). В настоящее время в производстве находятся 174 уголовных дела.

Для совершения хищений денежных средств в текущем году преступниками использовались различные способы. К примеру, звонки от «сотрудников банков» – 231 случай; под предлогом продажи и покупки товаров («Авито», «Юла», в «Инстаграм», сайты-дублеры) – 215; брокерские услуги, электронные торги – 61; получение доступа к телефону потерпевшего – 52. Стоит учитывать, что более половины (55,7 %) уголовных дел находятся в подразделениях УМВД России по Махачкале».

Шамиль Ахмедов также рассказал о способах взаимодействия с коллегами в банковской сфере и сотрудниками региональных отделений МВД России. Так, были случаи обнаружения и задержания мошенников в Хасавюрте, Каспийске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, в других городах и регионах страны. Случается, что сотрудничают со злоумышленниками и бывшие работники банков.

На вопрос журналистов, как мошенники умудряются звонить с номера банка, Мурад Идрисов сообщил: кибермошенники могут подделывать официальные телефонные номера финансовой организации с помощью специального программного обеспечения. «Если вы видите на экране смартфона знакомый номер банка, но содержание разговора вас смущает, – поясняет он, – прекратите разговор и самостоятельно, вручную наберите номер горячей линии регулятора. Очень важно, чтобы вы набирали номер только вручную! Не перезванивайте на тот же номер, с которого только что получили вызов, так как есть риск снова попасть к тем же мошенникам».

Что же делать, если все-таки обманом деньги сняты с карты? Стоит немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. «Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали, – проинформировал Мурад Идрисов. – Затем обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении. Банк рассмотрит ваше заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней».

Как сообщили собеседники журналистов, по закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства в том случае, если клиент не нарушал условия договора – в частности, не сообщал злоумышленникам сведения, разглашение которых привело к потере денег (номер карты, пароль из СМС, СVV-код и т. д.). Предоставление мошенникам конфиденциальной информации гражданами является наиболее распространенным нарушением условий договора. Так что если вы вовремя обратились в банк и соблюдали меры безопасности, то велик шанс вернуть украденные деньги.

«Растущая активность телефонных мошенников, которые используют текущую ситуацию в кредитно-финансовой сфере, стала поводом для принятия Банком России ряда конкретных мер по минимизации этой проблемы, которые позволят радикально изменить состояние дел по борьбе с социальной инженерией, – дополнил Идрисов. – Проблема кибермошенничества будет решаться не только путем повышения финансовой грамотности, но и с помощью нормативного регулирования».

К примеру, ожидается принятие Госдумой законопроекта, который позволит Банку России оперативнее блокировать доступ к мошенническим сайтам. Другой законопроект направлен на создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Предполагается, что мобильные операторы будут предоставлять в систему информацию о статусе абонентского номера, о подтверждении сведений об абонентском номере, смене пользовательского оборудования абонентом, чтобы банки могли использовать эту информацию для противодействия мошенническим действиям.

Статьи из «Банкинг»

Инфляция как вызов. Бизнесу нужно больше активности

14
Рост ключевой ставки Центробанка РФ...

Мошенники ищут новые схемы

15
Согласно статистике, только за первое полугодие Банк России инициировал блокировку 373,7 тыс....

Ключевая ставка и инфляция

405
Сегодня ключевая ставка Центрального банка России равна 7,5 %. Стабильно невысокий уровень инфляции, который демонстрировала экономика России в течение последних...

Наша личная инфляция

70
В июне Банк России не стал менять ключевую ставку в шестой раз подряд. Регулятор будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и...

Ценовая динамика

153
Реализация денежно-кредитной политики за период, прошедший с перехода к таргетированию...