Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 17 сентября, Пт

Махачкала

Weather Icon

«Кто говорит?» – «Клон»

Банкинг
A- A+

Ситуация: вам звонят из хорошо известного банка, номер на экране смартфона трёхзначный, по которому вы сами обычно связываетесь с финансовой организацией. На том конце беспроводной связи «сотрудник» представляется, называет вас по имени-отчеству, сообщает о каких-либо действиях, происходящих с вашей картой или счетом, советует произвести определенные действия, чтобы мошенники не успели снять все ваши сбережения. Но не спешите поддаваться эмоциям и уловкам звонящего! Теперь злоумышленники способны звонить с любого номера из вашей записи контактов.

Как не стать жертвой мошенников, какие новые приемы завладения средствами финансово неподкованных граждан они используют, с кем сотрудничают и как их находят, рассказали журналистам республиканских СМИ управляющий Отделением НБ-Республика Дагестан Мурад Идрисов и начальник отдела управления Уголовного розыска МВД по Республике Дагестан подполковник полиции Шамиль Ахмедов.

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 %, до 237 тысяч, а их объем подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей. Большинство активностей злоумышленников, как и ранее, совершается с использованием телефонов.

«Банк России во втором квартале 2021 года инициировал блокировку более 12 тысяч мошеннических телефонных номеров. Это превышает данные прошлого года более чем в 2 раза, – сообщил Мурад Идрисов. – Меры, которые сейчас предпринимает мегарегулятор совместно с банками по повышению финансовой грамотности, и то, что делают правоохранительные органы для профилактики и раскрытия преступлений в сфере кибермошенничества, дают результат. Хочу отметить, что Отделение НБ-Республика Дагестан – единственное в Южном и СевероКавказском федеральных округах, подписавшие Дорожную карту с МВД по Республике Дагестан для взаимодействие в борьбе с мошенниками в банковской сфере».

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 % – до 237 тысяч, а их объём подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей

По информации Мурада Идрисова, доля социальной инженерии во втором квартале упала до 47 % против 68,6 % годом ранее. Главная тенденция к росту телефонного мошенничества – переход финансовых мошенников в онлайн. Активным полем деятельности аферистов становятся социальные сети и мессенджеры, злоумышленники часто используют взлом аккаунтов, фишинг, создают сайты-клоны, призванные похитить данные банковских карт. Эти и другие мошеннические приемы в сочетании с методами социальной инженерии направлены на обман граждан.

Число мошеннических операций в России во втором квартале 2021 года выросло на 23 % – до 237 тысяч, а их объём подскочил в 1,4 раза – до 3 млрд рублей

«Тенденции прошлого года остаются актуальными и в 2021 году. Так, тренд на снижение уровня социальной инженерии продолжил укрепляться и во втором квартале – по всем операциям этот показатель снизился до 47 %, – сообщил Идрисов. – При этом самым массовым каналом хищения денег как у физлиц, так и предприятий стали системы дистанционного банковского обслуживания.

С одной стороны, мы видим полуторный рост потерь. С другой – нельзя забывать, что люди в 2020 году, находясь в режиме самоизоляции, гораздо чаще совершали покупки онлайн, соответственно, объем платежных транзакций, совершаемых дистанционно, тоже возрос практически на четверть. Иными словами, нельзя говорить о каком-либо существенном росте доли похищенных финансовых средств, поскольку объемы операций физлиц в прошлом году на фоне пандемии также резко и значительно возросли».

МВД Дагестана со своей стороны ведет активную борьбу с мошенничеством в банковской сфере. Подполковник полиции Шамиль Ахмедов констатирует: создано специальное подразделение и в центральном аппарате, и в органах следствия, и в оперативных подразделениях, а также в каждом территориальном отделе.

«За 8 месяцев этого года на территории республики наблюдается рост уголовных дел, возбужденных по фактам краж и мошенничеств, совершенных с использованием ИТТ преступлений, на 150 % (558 против 223). В том числе квалифицировано по статье 159 УК РФ – 495 дел, по части 3 статьи 158 УК РФ – 63 дела, – сообщил представитель регионального МВД. – Раскрыто и направлено в суд 102 дела, приостановлено 409 (по статье 159 УК РФ – 385, по статье 158 УК РФ – 24). В настоящее время в производстве находятся 174 уголовных дела.

Для совершения хищений денежных средств в текущем году преступниками использовались различные способы. К примеру, звонки от «сотрудников банков» – 231 случай; под предлогом продажи и покупки товаров («Авито», «Юла», в «Инстаграм», сайты-дублеры) – 215; брокерские услуги, электронные торги – 61; получение доступа к телефону потерпевшего – 52. Стоит учитывать, что более половины (55,7 %) уголовных дел находятся в подразделениях УМВД России по Махачкале».

Шамиль Ахмедов также рассказал о способах взаимодействия с коллегами в банковской сфере и сотрудниками региональных отделений МВД России. Так, были случаи обнаружения и задержания мошенников в Хасавюрте, Каспийске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, в других городах и регионах страны. Случается, что сотрудничают со злоумышленниками и бывшие работники банков.

На вопрос журналистов, как мошенники умудряются звонить с номера банка, Мурад Идрисов сообщил: кибермошенники могут подделывать официальные телефонные номера финансовой организации с помощью специального программного обеспечения. «Если вы видите на экране смартфона знакомый номер банка, но содержание разговора вас смущает, – поясняет он, – прекратите разговор и самостоятельно, вручную наберите номер горячей линии регулятора. Очень важно, чтобы вы набирали номер только вручную! Не перезванивайте на тот же номер, с которого только что получили вызов, так как есть риск снова попасть к тем же мошенникам».

Что же делать, если все-таки обманом деньги сняты с карты? Стоит немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. «Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали, – проинформировал Мурад Идрисов. – Затем обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении. Банк рассмотрит ваше заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней».

Как сообщили собеседники журналистов, по закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства в том случае, если клиент не нарушал условия договора – в частности, не сообщал злоумышленникам сведения, разглашение которых привело к потере денег (номер карты, пароль из СМС, СVV-код и т. д.). Предоставление мошенникам конфиденциальной информации гражданами является наиболее распространенным нарушением условий договора. Так что если вы вовремя обратились в банк и соблюдали меры безопасности, то велик шанс вернуть украденные деньги.

«Растущая активность телефонных мошенников, которые используют текущую ситуацию в кредитно-финансовой сфере, стала поводом для принятия Банком России ряда конкретных мер по минимизации этой проблемы, которые позволят радикально изменить состояние дел по борьбе с социальной инженерией, – дополнил Идрисов. – Проблема кибермошенничества будет решаться не только путем повышения финансовой грамотности, но и с помощью нормативного регулирования».

К примеру, ожидается принятие Госдумой законопроекта, который позволит Банку России оперативнее блокировать доступ к мошенническим сайтам. Другой законопроект направлен на создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Предполагается, что мобильные операторы будут предоставлять в систему информацию о статусе абонентского номера, о подтверждении сведений об абонентском номере, смене пользовательского оборудования абонентом, чтобы банки могли использовать эту информацию для противодействия мошенническим действиям.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Банкинг»