Сетевое издание «Дагестанская правда»

11:00 | 27 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

Машиностроение остается основой

A- A+

Как известно, парламент республики рассмотрел в первом чтении проект закона РД «О Стратегии развития РД до 2020 года». В нем предусмотрен рост промышленного производства, по сравнению с уровнем 2006 года, в 12,4 раза. При этом самый высокий показатель заложен для машиностроения - в 24 раза! В этой связи возникает закономерный вопрос: почему именно у машиностроения такой высокий показатель, и реально ли достижение этой цели? Следует отметить, что эти прогнозные ориентиры основаны на реальных инвестиционных проектах, большинство из которых реализуются уже сегодня.

В современных условиях машиностроение и связанные с ним технологии характеризуют уровень развития стран, основу их экономического могущества и социального благополучия населения, обороноспособность, суверенитет, роль на международной арене. Не случайно, что в самых развитых странах, как правило, и самым развитым является машиностроение.

Машиностроительные производства генерируют существенную долю валового внутреннего продукта экономически развитых стран, обеспечивают занятость значительной части трудоспособного населения. Так, по экспертным оценкам, только автомобилестроение может совокупно дать до 10 % ВВП России.

На машиностроение работают многие отрасли — металлургия, химическая промышленность; с ним связана работа большинства научных и научно-технических организаций, проводящих исследования в области фундаментальной и прикладной науки. Велика роль машиностроения в развитии сельского хозяйства, строительства, транспорта, телекоммуникационных систем. Словом, эта отрасль дает огромный мультипликативный эффект для развития практически всех других отраслей экономики.

Машиностроение играло и продолжает играть важную роль в развитии России и ее регионов, в том числе и Республики Дагестан. Еще в советские времена отрасль являлась одной из основных в народном хозяйстве Дагестана, обеспечивая работой более 50 тысяч человек. Пережив глубокий кризис 90-х годов, в последние несколько лет сохранившиеся предприятия получили новый импульс к развитию, что было связано с общим оздоровлением макроэкономической ситуации в стране.

Вместе с тем в условиях разразившегося мирового финансового кризиса при тотальном снижении платежеспособного спроса, машиностроительные предприятия оказались в сложном положении, были вынуждены сворачивать производство, ограничивать реализацию инвестиционных программ и т.д.

Наша республика в этом плане не является исключением. Машиностроение оказалось в тяжелой ситуации, как отрасль, наиболее интегрированная в международные и межрегиональные связи и соответственно наиболее зависимая от процессов, происходящих в российской и мировой экономике.

И тем не менее именно в машиностроении имеется невостребованный потенциал для инновационного развития, и оно может стать базовой отраслью для внедрения инновационных разработок. Сегодня машиностроительные предприятия республики развивают кооперационные связи с крупными российскими компаниями, корпорациями, концернами, холдингами, другими предприятиями промышленно развитых регионов России. Это приоритетное направление промышленной политики, проводимой в республике в последние годы.

Махачкалинский ОАО «Авиаагрегат» поставляет на «АвтоВАЗ» электромеханический усилитель рулевого управления для автомобилей «Лада-Калина»; «Буйнакский агрегатный завод» — ромбические домкраты, отдельные детали поставляются ОАО «Концерн КЭМЗ», ЗАО «Myшаракa».

Завод «Дагдизель» вошел в состав государственного концерна «МПО -Гидроприбор» (г.Санкт-Петербург), сотрудничает с ним в вопросах разработки и производства оборонной продукции.

Кизлярский «Концерн КЭМЗ» и НИИ «Сапфир» входят в состав недавно созданной госкорпорации «Российские технологии», в которой сосредоточен мощный научный и производственный потенциал передовых отечественных отраслей промышленности.

Дербентский «Электросигнал» кооперируется с воронежским концерном «Созвездие» в производстве радиотехнических средств связи, вся продукция предприятия реализуется за пределами республики.

Связную аппаратуру производит также Дербентский НИИ «Волна», поставляя ее в основном на крупные машиностроительные предприятия России.

«Концерн КЭМЗ» входит также в состав АХК «Сухой» — ведущего российского авиационного холдинга. Продукция предприятия поставляется на крупные российские авиационные заводы, а также во многие страны мира.

НИИ «Сапфир» в рамках государственных программ тесно сотрудничает с Федеральной аэронавигационной службой, являясь при этом ведущим изготовителем радиотехнического аэронавигационного оборудования в России.

«Завод им. Гаджиева» поставляет свою продукцию крупным российским судостроительным предприятиям, нефтегазовому комплексу, системе жилищно-коммунального хозяйства многих регионов России.

«Каспийский завод точной механики» производит навигационные комплексы для кораблей и подводных лодок, поставляет их на ведущие судостроительные заводы страны.

Газораспределительное оборудование, разработанное и серийно изготавливаемое на предприятии, поставляется в городское хозяйство Москвы и другие российские регионы.

Промышленные предприятия республики сотрудничают и с нефтяной компанией «Лукойл» в вопросах освоения производства нефтедобывающего оборудования.

Развитие межрегиональных кооперационных связей позволило обеспечить динамичное развитие машиностроительной отрасли республики, способствовало внедрению инновационных технологий и продукции, техническому перевооружению. Повысилась квалификация специалистов, работающих в отрасли.

Приоритетным направлением развития машиностроения на период до 2020 года Министерство промышленности, транспорта и связи РД определяет производство автокомпонентов и автомобильной техники. В этой области на сегодняшний день имеются наиболее значимые инвестиционные проекты. Кроме того, на предприятиях накоплен значительный опыт, создана определенная научно-техническая и производственная база, сформирован кадровый потенциал.

 

К основным проектам в сфере производства автомобильной техники следует отнести разработку и освоение на «Авиаагрегате» стартерно-генераторных устройств на автомобили ВАЗ и КамАЗ, электроусилителей руля на «Самару», «Ниву», комбинированных рулевых механизмов на перспективные модели класса С, стеклоочистителей, других узлов. Некоторые из этих изделий будут запущены в серийное производство уже в этом году.

На предприятии ведется работа по организации сборочного производства китайских автомобилей great wall в соответствии с соглашениями с крупными китайскими автоконцернами «Черри» и «Дунфэн». В последующем предполагается локализация производства, означающая поэтапное увеличение производства компонентов на российских и, в первую очередь, дагестанских предприятиях. Соответствующий проект соглашения представлен для рассмотрения в Минэкономразвития РФ.

На заводе «Дагдизель» ведется освоение дизельных двигателей модельного ряда ДП-45, уже начато изготовление отдельных их деталей, к концу 2009 г. ожидается изготовление опытных образцов, а в I-II кв. 2010 г. — начало серийного выпуска. Двигатели имеют хорошую перспективу применения в оборонном и гражданском секторах.

Автомобильную продукцию производят также кизлярский «КЭМЗ», «Буйнакский агрегатный завод», другие предприятия республики.

Следует отметить, что развитие производства автомобильной техники позволит привлечь к кооперации почти все машиностроительные предприятия республики, а также производства из смежных отраслей электротехники и радиотехники, пластмассовых, стекольных и других производств. Перспективность производства автокомпонентов подтверждается и развитием в России промышленной сборки автомобилей зарубежных фирм. На сегодняшний день в нашей стране на различных стадиях реализации находятся 23 таких проекта.

Важной предпосылкой для развития автомобильной продукции является адаптированность ее к технологиям и оборудованию машиностроительного комплекса Дагестана. Это позволит до определенной степени минимизировать необходимые инвестиции и капитальные затраты.

В перспективе вокруг производства автомобильной продукции должен сформироваться целый кластер, включающий в себя производственные предприятия, сервисные центры, торговую сеть, научные и образовательные учреждения.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения предприятия. Не секрет, что в последние годы на предприятиях машиностроения остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Сегодня в России менее 30% выпускников технических вузов после окончания идут работать по полученной специальности. Огромные бюджетные средства, потраченные государством на образование, не достигают поставленной цели. Все это приводит к тому, что не используется в полной мере существующий технический и технологический потенциал предприятий из-за недостаточного обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами.

Поэтому необходимо срочно обновить законодательную базу по подготовке кадров, предусмотреть контрактную целевую подготовку специалистов, обучающихся на бюджетные средства. В контрактах должны быть учтены и сбалансированы интересы студента, предприятия и учебного заведения.

Стратегия-2020 обозначает цели, задачи и приоритетные направления, но не определяет способы и механизмы их достижения. В этой связи важно в первую очередь создать благоприятные условия для реализации имеющихся проектов.

Определенная работа в этом направлении уже проделана. В республике создано Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей, целенаправленно занимающееся вопросами продвижения инвестиционных проектов. Принят ряд законов: о субсидировании части процентной ставки при реализации инвестиционных проектов; об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики; о науке и научно-технической деятельности; о технопарках; о государственной поддержке инвестиционной деятельности; о льготах по налогу на имущество для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; о государственно-частном партнерстве; о государственном залоговом фонде и другие нормативные правовые акты, нацеленные на улучшение инвестиционного климата в реальном секторе экономики.

Созданы Научно-технический совет при Правительстве республики и Региональный экспертный совет, которые рассматривают вопросы развития инфраструктуры инновационной деятельности, определяют основные направления ее развития.

В сети Интернет размещены банки данных научно-технических и инновационных разработок научных учреждений, вузов, ученых и изобретателей республики, проблемных вопросов промышленных предприятий, требующих проведения прикладных научных исследований. Однако работу по формированию инновационной инфраструктуры нужно продолжить.

Необходимо создать инновационный венчурный фонд и формировать сеть технопарков. Все это окажет содействие скорейшему внедрению в реальный сектор разработок республиканских ученых и специализированных научных организаций, инновационных проектов крупных предприятий.

Надо признать, что не способствует созданию инновационной инфраструктуры существующая система единого обязательного пропорционального софинансирования, наличие многочисленных бюджетных ограничений, налагаемых соглашениями с Минфином России.

При разработке конкретных программ реализации Стратегии необходимо учесть и такой фактор реализуемых сегодня программ и проектов, как перекос в сторону технологического перевооружения, замена оборудования без учета модернизации инжиниринга, система управления предприятием, подготовка персонала.

Мы рассчитываем, что и на федеральном уровне будут проведены мероприятия по оказанию государственной финансовой поддержки инновационной деятельности. Эта проблема особенно актуальна для дотационных регионов. И если сегодня не решать ее, то это может привести к еще большему отставанию регионов по уровню технологического развития.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»