Ставка на развитие государственно-частного партнерства
Произошло очень значимое для нашего аграрного региона событие – Народным Собранием РД утверждена и обрела статус закона республиканская программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В этой связи наш корреспондент попросил министра сельского хозяйства республики Сатмара Амирова рассказать об основных положениях этой Программы.
— Сатмар Ахмедович, расскажите, пожалуйста, вкратце об итогах нынешнего года.
— Прежде всего хочу отметить, что нацпроект «Развитие АПК», а затем и программа развития сельского хозяйства сыграли важную роль в стабилизации ситуации в отрасли, позволили заложить прочные основы формирования конкурентоспособной аграрной структуры в республике. Взятые в рамках программы обязательства по основным параметрам в целом нами достигнуты. К примеру, базовый индикатор программы — объем валовой продукции сельского хозяйства республики в сопоставимой оценке за 2008-2011 годы – вырос на 20%, при среднегодовом темпе 4,6%. Прирост продукции животноводства составил 22,8% при 10,3% по России в среднем. Наряду с другими положительными результатами это стало возможным благодаря большому вниманию к решению проблем развития АПК со стороны Президента РД М.Магомедова.
— Каковы основные ориентиры принятой Народным Собранием РД Программы на период до 2020 года?
— Принятая программа представляет собой системный документ, определяющий направления развития АПК, инструменты достижения поставленных задач.
А мы заложили в этот документ довольно амбициозные задачи: индекс ежегодного прироста агропроизводства определен на уровне 4,1%, пищевых продуктов и вовсе – на 10,7%, ежегодный прирост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства – в среднем на 9%.
В рамках реализации программы к 2020 году прогнозируется довести производство зерна до 451 тыс.т, овощей – до 1343 тыс.т, картофеля — до 418 тыс.т, плодов – до 192 тыс.т, винограда – до 263 тыс.т, мяса – до 250 тыс.т, молока – до 848 тыс.т, яиц – до 512 млн штук, плодоовощных консервов – до 300 муб. Это серьёзные планы, которые потребуют от всех скоординированных усилий.
— Каково ресурсное обеспечение Программы?
— В реализации любой программной задачи ресурсному обеспечению принадлежит, пожалуй, главенствующая роль.
Общий объем финансирования программы на весь период ее реализации составит около 208 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 47 млрд руб., республиканского бюджета – 36 млрд руб., а львиную долю – более 60% — мы планируем привлечь из внебюджетных источников. Да, это сложная задача, но с учетом низкого уровня технико-технологической базы АПК мы не могли по-иному. Как видите, мы не намерены возлагать весь груз финансовой нагрузки на бюджет – ставка делается на развитие государственно-частного партнерства.
В этом направлении в последние годы в республике сделано немало, включая формирование нормативной базы, создание институциональной среды, что на практике дает свои результаты — в отрасль пошли частные инвестиции.
— Какие меры предусмотрены программой по повышению инвестиционной активности в АПК республики?
— Установленные программой масштабные ориентиры без серьезной инвестиционной деятельности останутся лишь планами. Поэтому предусмотрен целый набор эффективных инструментов по привлечению частного капитала, прежде всего в обновление производственного потенциала АПК. Среди них можно назвать несколько доказавших свою эффективность мер. Так, мы за счет бюджетных средств субсидируем до половины затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельхозтехники, а также технологического оборудования по переработке сельхозпродукции. Результат налицо: отмечается заметный рост обновления технической базы.
Более того, благодаря предпринимаемому органами власти комплексу мер по созданию соответствующих условий для привлечения инвестиций в АПК отмечается реальный приток капитала за счет реализации инвестиционных проектов, ряду из которых придан статус приоритетных с получением ими соответствующих льгот. Дагестанский экономический форум стал действенной площадкой уже не только межрегионального, но и международного уровня, на которой заключаются соглашения и договоры с потенциальными инвесторами. Назову лишь наиболее значимые для отрасли реализуемые инвестиционные проекты.
Прежде всего это проект ООО «Дагагрокомплекс», включающий в себя создание целого спектра современных высокоэффективных производств от выращивания до реализации. Или крупный проект ООО «Агроинвест» (ДагАгроИталия), также предусматривающий создание ряда производств, включая строительство птицефабрики и т.д. Проект инвестиционной компании ООО «Агрико», включающий строительство рисоперерабатывающего завода, объектов логистики, также находится в активной фазе реализации. Если названные проекты имеют статус масштабных, то вот СПК «Нива» реализует проект поменьше, но не менее значимый для АПК, — по развитию тепличного овощеводства. И таких проектов десятки. Все это говорит о том, что созданная в республике нормативно-правовая база по привлечению и защите инвестиций привлекательна для предпринимателей, что и дает нам основания рассчитывать на реализации программных мер.
— Ваша оценка ожидаемой социально-экономической эффективности программы на период до 2020 г.
— Многое будет зависеть от внешних факторов, т.е. складывающихся экономических условий хозяйствования, уровня финансовой поддержки, и, конечно же, от наших усилий по мобилизации имеющихся ресурсных возможностей непосредственно на местах, у сельхозтоваропроизводителей. Немалое значение имеет позиция органов местного самоуправления, которые лучше, чем кто-либо другой, знают свои резервы и приоритеты.
Эффективность выражается рядом социально-экономических индикаторов. Это и повышение конкурентоспособности, и насыщение рынка внутри республики, и продвижение продукции дагестанских производителей на продрынки других регионов, и создание в сельской местности республики около 80 тыс. рабочих мест, увеличение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 17 тыс. рублей. В этой программе важное место отводится вопросам обеспечения устойчивого развития сельских территорий, что объясняется просто — в первую очередь нужно обеспечить улучшение условий жизни населения, чтобы создать благоприятную среду для развития сельскохозяйственного производства. Тем более нормами ВТО не предусмотрены какие-либо ограничения в части направляемых средств на создание социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
— Что хотели бы вы добавить к сказанному?
— В Послании Президента России В.В. Путина обозначено, что в ближайшие 4-5 лет Россия должна обеспечить свою продовольственную независимость, а затем стать ведущим поставщиком на мировых рынках. В решении этой архиважной задачи Дагестан может и должен сыграть весомую роль. Ведь по своему потенциалу агропромышленный комплекс республики по ряду направлений занимает лидирующие позиции в Российской Федерации (производство винограда, овощей, плодов, шерсти, поголовья овец). Всё это подтверждает стратегическую значимость агросектора региона в решении определенных руководством страны приоритетных задач по обеспечению продовольственной безопасности страны.