Купить PDF-версию
04:45 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X

Деревянные истории мастера из Хлюта

Было время, когда в приданое невесте обязательно давали поставец. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи. Об этом рассказал автор поставца, представленного на выставке «Мастер из Хлюта» в этнографическом комплексе «Дагестанский аул».

А началось всё много лет назад. Заслуженный художник Дагестана, реставратор Агамирза Агамирзоев более 40 лет преподает в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала на отделении резьбы по камню, дереву и кости. В умелых руках мастера дерево обретает новые формы: им созданы сотни произведений искусства, среди которых декоративные панно, подносы, блюда, скульптуры, картины…

Очередной урок для студентов колледжа прошел в стенах музея. Присоединиться к мастер-классу могли и посетители этнографического комплекса. На глазах у них происходит перевоплощение необработанного куска дерева в декоративное изделие. Мастер наблюдает, направляет, исправляет. Так он передает технические и художественные приемы своего ремесла молодому поколению. И, как признается его ученица Саида Мурадисова, иногда нежным женским рукам не хватает сил, но главное – усидчивость. Несмотря на юный возраст, среди ее работ тарелка, доска, сувенирные шкатулки для мамы и бабушки.

– Это очень интересно, ты полностью погружаешься в работу и стремишься скорее закончить, чтобы увидеть результат. Как только поступаешь в колледж, думаешь, какое направление выбрать. И когда я увидела работы Агамирзы Тапаевича, решила: буду, как он, заниматься резьбой по дереву.

Выставка его работ еще и возвращает в прошлое, напоминает, как жили наши предки. Например, мерка для зерна тоже когда-то была обязательным домашним атрибутом, и в каждом хозяйстве их было несколько штук. Главное отличие – в орнаменте, здесь автор изобразил ковровые узоры, каждый из них – зашифрованный символ из прошлого.

Говорят, не человек выбирает профессию, а профессия сама выбирает человека. Агамирза рос в простой горской семье, как все дети, учился в школе, помогал родителям по хозяйству, бегал с друзьями по окрестностям села, окруженного дубовой рощей и сосновым бором, купался в Самуре. И всё прекрасное, что окружало его в детстве, он спустя годы воплощает в кусках дерева. Первую свою работу сделал еще в шестом классе по заданию учителя труда.

Это была люлька для куклы, без единого гвоздя и клея он соединил детали тоненькими чопиками. Удивились все, и вот тогда уже стало понятно, что у Агамирзы талант и его надо развивать. А тем временем пришло время отдать долг Родине. На умения солдата обратил внимание служивший в части художник С. Адибикян. Дагестанца поразил искусно выполненный им в технике выжигания портрет Ленина. У него будущий мастер и обучился этой технологии.

После службы Агамирзоев поступил на художественно-графический факультет пед­института. Здесь он уже находил общий язык с ювелирным искусством, керамикой, огранкой стекла, но всё же предпочтение отдал дереву. В работе мастер использует самые разные породы дерева, технические приемы, орнаментальные мотивы.

Мастер вспоминает, как проходили годы учебы:

– Учиться было интересно, жизнь на факультете кипела. В те годы на худграфе висело объявление: «После 21:00 работать в мастерских запрещается». Но разве можно запретить молодым, талантливым, амбициозным? Студенты всё равно собирались за пределами учебного заведения. Выезжали на пленэр, участвовали во всероссийских студенческих выставках, оформляли городские мероприятия, – делится он.

Ещё вспоминает, как на четвертом курсе по заданию Р. Ш. Микаиловой за неделю изготовил три предмета из ореха: ступку, солонку, хлебницу – для выставки на ВДНХ, за что получил диплом I степени. Участвовал он и в оформлении кабинета тогдашнего ректора пединститута А. М. Магомедова, летнего кинотеатра в парке Победы, сокобара «Космос», первых в Махачкале кафе в этностиле.

Заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Дагестанский аул» искусствовед Татьяна Петенина рассказывает, что после окончания учёбы ему предложили остаться на худграфе ассистентом кафедры труда и прикладного искусства. А в начале 1980-х в художественном училище им. М. Джемала открылось отделение резьбы по дереву, камню и кости, куда он и перешёл работать преподавателем.

Мастер признается, что волновался, сможет ли стать настоящим наставником для молодых талантов… Смог. И ученики с благодарностью вспоминают о нем.

Сам он тоже благодарит своих педагогов за терпение, труд и любовь к народному искусству. Говорит, что каждый человек это как особая порода дерева, к каждому нужен свой подход. Многие произведения народного искусства, будь то подлинные музейные экспонаты или реконструкция артефактов, Агамирза Тапаевич возвращает к жизни.

– Мастер владеет всеми техниками резьбы по дереву: контурной, рельефной, сквозной, трехгранно-выемчатой, скульптурной. Любит абрикос за его плотность, орех и дуб – за фактуру, липу – за мягкость. Старается каждый раз подчеркнуть их индивидуальность. Агамирзоев работает в традиции, но ему не чужды поиск, попытки творчески переосмыслить приемы и эстетику из других областей народного искусства, – говорит Татьяна Петенина.

Уже несколько лет этнографический комплекс реализует проект «Уроки мастера», отражающий состояние современного декоративно-прикладного искусства.

– Несмотря на то, что во многих ремеслах и промыслах существуют сегодня серьезные проблемы, есть и позитивные сдвиги. Есть люди, посвятившие свою жизнь делу сохранения и возрождения народной культуры, творческому переосмыслению вековых традиций, а главное – передаче профессионального духовного опыта молодым, – отмечает искусствовед. – Резное дерево Дагестана удивительно. Самыми простыми инструментами мастера изготавливали ­изумительные вещи, включая монументально декоративные детали интерьера, мебель, бытовую утварь. А самое главное – это живое ремесло.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

43
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...