Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:55 | 17 августа, Ср

Махачкала

Weather Icon

Деревянные истории мастера из Хлюта

Народные промыслы
A- A+

Было время, когда в приданое невесте обязательно давали поставец. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи. Об этом рассказал автор поставца, представленного на выставке «Мастер из Хлюта» в этнографическом комплексе «Дагестанский аул».

А началось всё много лет назад. Заслуженный художник Дагестана, реставратор Агамирза Агамирзоев более 40 лет преподает в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала на отделении резьбы по камню, дереву и кости. В умелых руках мастера дерево обретает новые формы: им созданы сотни произведений искусства, среди которых декоративные панно, подносы, блюда, скульптуры, картины…

Очередной урок для студентов колледжа прошел в стенах музея. Присоединиться к мастер-классу могли и посетители этнографического комплекса. На глазах у них происходит перевоплощение необработанного куска дерева в декоративное изделие. Мастер наблюдает, направляет, исправляет. Так он передает технические и художественные приемы своего ремесла молодому поколению. И, как признается его ученица Саида Мурадисова, иногда нежным женским рукам не хватает сил, но главное – усидчивость. Несмотря на юный возраст, среди ее работ тарелка, доска, сувенирные шкатулки для мамы и бабушки.

– Это очень интересно, ты полностью погружаешься в работу и стремишься скорее закончить, чтобы увидеть результат. Как только поступаешь в колледж, думаешь, какое направление выбрать. И когда я увидела работы Агамирзы Тапаевича, решила: буду, как он, заниматься резьбой по дереву.

Выставка его работ еще и возвращает в прошлое, напоминает, как жили наши предки. Например, мерка для зерна тоже когда-то была обязательным домашним атрибутом, и в каждом хозяйстве их было несколько штук. Главное отличие – в орнаменте, здесь автор изобразил ковровые узоры, каждый из них – зашифрованный символ из прошлого.

Говорят, не человек выбирает профессию, а профессия сама выбирает человека. Агамирза рос в простой горской семье, как все дети, учился в школе, помогал родителям по хозяйству, бегал с друзьями по окрестностям села, окруженного дубовой рощей и сосновым бором, купался в Самуре. И всё прекрасное, что окружало его в детстве, он спустя годы воплощает в кусках дерева. Первую свою работу сделал еще в шестом классе по заданию учителя труда.

Это была люлька для куклы, без единого гвоздя и клея он соединил детали тоненькими чопиками. Удивились все, и вот тогда уже стало понятно, что у Агамирзы талант и его надо развивать. А тем временем пришло время отдать долг Родине. На умения солдата обратил внимание служивший в части художник С. Адибикян. Дагестанца поразил искусно выполненный им в технике выжигания портрет Ленина. У него будущий мастер и обучился этой технологии.

После службы Агамирзоев поступил на художественно-графический факультет пед­института. Здесь он уже находил общий язык с ювелирным искусством, керамикой, огранкой стекла, но всё же предпочтение отдал дереву. В работе мастер использует самые разные породы дерева, технические приемы, орнаментальные мотивы.

Мастер вспоминает, как проходили годы учебы:

– Учиться было интересно, жизнь на факультете кипела. В те годы на худграфе висело объявление: «После 21:00 работать в мастерских запрещается». Но разве можно запретить молодым, талантливым, амбициозным? Студенты всё равно собирались за пределами учебного заведения. Выезжали на пленэр, участвовали во всероссийских студенческих выставках, оформляли городские мероприятия, – делится он.

Ещё вспоминает, как на четвертом курсе по заданию Р. Ш. Микаиловой за неделю изготовил три предмета из ореха: ступку, солонку, хлебницу – для выставки на ВДНХ, за что получил диплом I степени. Участвовал он и в оформлении кабинета тогдашнего ректора пединститута А. М. Магомедова, летнего кинотеатра в парке Победы, сокобара «Космос», первых в Махачкале кафе в этностиле.

Заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Дагестанский аул» искусствовед Татьяна Петенина рассказывает, что после окончания учёбы ему предложили остаться на худграфе ассистентом кафедры труда и прикладного искусства. А в начале 1980-х в художественном училище им. М. Джемала открылось отделение резьбы по дереву, камню и кости, куда он и перешёл работать преподавателем.

Мастер признается, что волновался, сможет ли стать настоящим наставником для молодых талантов… Смог. И ученики с благодарностью вспоминают о нем.

Сам он тоже благодарит своих педагогов за терпение, труд и любовь к народному искусству. Говорит, что каждый человек это как особая порода дерева, к каждому нужен свой подход. Многие произведения народного искусства, будь то подлинные музейные экспонаты или реконструкция артефактов, Агамирза Тапаевич возвращает к жизни.

– Мастер владеет всеми техниками резьбы по дереву: контурной, рельефной, сквозной, трехгранно-выемчатой, скульптурной. Любит абрикос за его плотность, орех и дуб – за фактуру, липу – за мягкость. Старается каждый раз подчеркнуть их индивидуальность. Агамирзоев работает в традиции, но ему не чужды поиск, попытки творчески переосмыслить приемы и эстетику из других областей народного искусства, – говорит Татьяна Петенина.

Уже несколько лет этнографический комплекс реализует проект «Уроки мастера», отражающий состояние современного декоративно-прикладного искусства.

– Несмотря на то, что во многих ремеслах и промыслах существуют сегодня серьезные проблемы, есть и позитивные сдвиги. Есть люди, посвятившие свою жизнь делу сохранения и возрождения народной культуры, творческому переосмыслению вековых традиций, а главное – передаче профессионального духовного опыта молодым, – отмечает искусствовед. – Резное дерево Дагестана удивительно. Самыми простыми инструментами мастера изготавливали ­изумительные вещи, включая монументально декоративные детали интерьера, мебель, бытовую утварь. А самое главное – это живое ремесло.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Народные промыслы»