Купить PDF-версию
02:18 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

ГьакI: праздничные и рабочие

Это было долгое, утомительное, но прекрасное и неповторимое путешествие в высокогорное селение Бежта, где приходилось погибать и оживать сотни раз от его беспощадной красоты. И споры на этот счет были совершенно ни к чему. Едем за особенным, редким, уникальным, за тем, что рискует исчезнуть как какой-нибудь сверхважный вид, занесенный в Красную книгу. Едем за бежтинскими сапожками.

– Они так же прекрасны, как природа, как люди, как руки, которые их связали! – воскликнула я, крутя в руках сапожок, сотканный из лучших бежтинских красок. Сотканный так плотно, что не разглядеть петлей, не просунуть даже самую тонкую иглу. И снова восклицание: «Как?!».

Знакомство с историей началось в местном историко-краеведческого музее (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи). Мастерицу, которая бы показала и рассказала, как вязать знаменитые сапожки, искали всю ночь и страшно переживали: «Вдруг откажется, вдруг передумает».

Ашура Меджидова пришла, как и обещала. Раз, два, три, четыре… один за одним она вытаскивает из тряпичной сумки традиционные гьакI, за ними клубочки ниток и спицы. Усаживаемся на полу.

Это сейчас бежтинские сапожки – музейные экспонаты и атрибут национальной одежды, в которой выходят в свет по особым случаям. А раньше их носили круглый год и дети, и взрослые

– Каждый гьакI начинается с подготовки, то есть с подбора пяти специальных спиц и ниток, которые наши женщины привозили из Грузии и вязались они из нитей кокона шелкопряда, – рассказывает научный сотрудник музея Патимат Назарикова.

За нити расплачивались шерстью, чаще сыром. Окрашивали корой определённых пород деревьев, свеклой.

Это сейчас бежтинские сапожки – музейные экспонаты и атрибут национальной одежды, в которой выходят в свет по особым случаям. А раньше их носили круглый год и дети, и взрослые. Были они повседневные, рабочие и парадно-выходные. Легче всего вязались мужские рабочие сапожки из тугих шерстяных нитей белого цвета вперемешку с цветными со строгими рисунками. Сыну их вязала мама, а когда он женился, по традиции и теща приносила ему в подарок пару сапог. И в приданое невесте клали несколько пар на все случаи жизни. На изготовление одной праздничной пары уходило более месяца.

С Ашурой Меджидовой рассматриваем подошву сапога – то еще произведение искусства. И каждый узор на нем не случаен, он не просто для красоты, эти узоры – обереги. Ашура Кебедмагомедовна указывает то на звездочку, листья, то на оленьи рога, произносит название на бежтинском. Я пытаюсь повторить за ней – не выходит, в моем произношении меняется весь смысл слова. Названия такие же сложные, как и техника вязания, которую она унаследовала от мамы. Впервые она взялась за спицы в тринадцать лет. Только через пять лет каждодневного труда появилась лучшая пара. И в ней она вышла замуж. За свою жизнь связала их столько, что не пересчитать.

– У меня четыре дочки. Для них я вязала, когда они были еще маленькие, а потом и в приданое, – рассказывает мастерица.

– Вязание бежтинского сапога уникально тем, что состоит из нескольких частей: скрученный вверх язычок, подошва и та часть, что облегает ногу. Каждая из них вяжется отдельно и соединяется друг с другом, – добавляет Патимат Назарикова. – А в нашем детстве, – продолжает она, – каждую девочку обязательно обучали вязанию и молитве.

– Сегодня мне 72 года, и никто ко мне не приходил и не просил научить их вязанию, – сетует Ашура Меджидова. – Даже свои дети не проявляют особого интереса.

Обеспокоены женщины тем, что ремесло предков может кануть в Лету, если молодежь не переймет то, что им удалось сохранить, несмотря на все тяготы: разорение и бегство в Турцию, депортацию. В середине 40-х годов часть населения бежтинцев и гунзибцев была в принудительном порядке переселена на земли чеченцев. Через 12-13 лет они были возвращены обратно. Жизнь в родных местах восстанавливалась в крайне трудных условиях. Отсутствие дорог и техники вызвали новые переселения, люди стали переезжать в более благополучные места Дагестана. Часть бежтинцев и гунзибцев вернулись в Грузию. Всё это тормозило развитие экономики и культуры этих народов, около 50% населения живет сегодня за пределами своей исторической территории.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

21
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

27
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

44
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

34
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

73
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

43
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

89
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

37
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

73
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

88
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...