Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 23 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Избранное и любимое

Выставки
A- A+

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открылась ретроспективная выставка известного дагестанского художника Галины Конопацкой. Вернисаж посвящен 110-летию со дня ее рождения и празднованию 100-летию ДАССР.

Галина Павловна Конопацкая (1911-1989) является одним из прославленных художников, оказавших огромное влияние на развитие дагестанского изобразительного искусства, человеком большого таланта и сложной судьбы. В 1948 году она последовала за мужем, художником А. И. Августовичем, на поселение в Магаданскую область. В 1955 году, получив запрет на проживание в столичных городах, они приехали в Дагестан, где семья и прожила всю жизнь. С этого момента начинается главный период ее жизни – дагестанский. Как справедливо отметила искусствовед Татьяна Петенина: «Когда в ее воспоминаниях читаешь: «Я очень люблю Дагестан», – ей веришь абсолютно».

Именно в Дагестане она по-настоящему раскрылась как художник с собственной стилистической манерой.

В творчестве Конопацкой отра­зилась вся жизнь советского Дагестана – от его становления («Победа на красном коне», «Годы борьбы», «Красная конница»), тяжелых лет испытаний («Письмо с фронта») до бушующего энергией и радостью периода 1960-1980 гг. Это время, когда художник жила в Дагестане и с любовью отображала все, что ей казалось интересным. Именно жизнь Дагестана данного периода отразилась в ее произведениях наиболее полно. Это и многочисленные сцены аульских будней, и те новые явления, которые были привнесены в жизнь горцев в советский период («Самолет улетел», «Вертолет», «Цирк», «Ликбез», «Студентка»), и целые циклы, посвященные новому облику республики: стройки, махачкалинский порт, консервный завод и, конечно, многочисленные пейзажи и прекрасные образы дагестанок. Вместе с тем в работах художника совершенно нет того, что можно отнести к понятиям «заказного» и официозного характера. Напротив, они трогают и подкупают именно искренностью, силой чувств, ощущением радости бытия. К ней в полной мере подходят слова Булата Окуджавы: «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».

Жизнь на ее полотнах представлена во всем разнообразии того времени. Все значительные и, казалось бы, незначительные бытовые события вызывали интерес художника: возвращение сына из армии, обеденный перерыв, семья у телевизора и многие другие, не считая многочисленных праздников. Не случайно даже в названиях ее произведений часто звучит это слово: «Праздник первой борозды», «Праздник урожая», «Праздник у чабанов», «Праздник»… Или же действа, связанные с ними: «Танец», «Скачки», «Мелодии гор», «Музыканты».

Весь мир в работах Галины Конопацкой предстает таким родным, движущимся, меняющимся. Глядя на ее работы, ловишь себя на ощущении, что художник запечатлела на своих полотнах один определенный миг, и, кажется, что в следующий момент ее герои сделают шаг, поменяют позу, и в то же время он остался навечно запечатлен рукой художника. В своих произведениях она стремится не только запечатлеть вдохновивший ее мир, хотя в равнодушии к деталям ее нельзя упрекнуть, но и передать то настроение, которое они вызывают. Можно сказать, что она сохранила для нас не только образ эпохи, в которой жила, но и ее эмоциональный портрет. Поэтому, глядя на ее произведения, мы оказываемся в давно любимом и знакомом прошлом.

Особенной в творчестве Конопацкой является тема, связанная с миром дагестанской женщины. О своей верности этой теме писала она сама: «Красота же дагестанских женщин все время заставляет меня писать дагестанских мадонн с детьми».

Они – героини ее многочисленных полотен. Ею создано множество великолепных двухфигурных композиций матери с ребенком. При этом все они имеют свой неповторимый облик и пронизаны собственным настроением: это и гордые величественные образы горянок с ребенком на руках («Кавказская мадонна», 1972), и мгновенно трогающие до глубины души, пронизанные удивительной нежностью полотна «Материнство» (1978) и «Радость материнства» (1979), и многие другие композиции, вплоть до «Космической матери», где художник изобразила женщину с ребенком на руках в скафандрах. Прелестные, трогательные образы дагестанок в платках в многочисленных жанровых сценах и на отдельных портретах Галины Конопацкой чаруют и вызывают неподдельную нежность. Однако тема эта в ее творчестве раскрыта гораздо шире. Вместе с традиционными образами горянок появляются и образы женщин новой эпохи – горянки в духе нового времени, сбросившей платок и даже отрезающей косу («Патимат»), и храброй циркачки, бесстрашно скачущей на коне в блестящем наряде, и симпатичных малярш, прервавших работу на обеденный перерыв, юной студентки и многие другие.

С большой любовью изобразила она и дагестанок, занятых изготовлением различных произведений народного промысла: балхарок, которые славятся изготовлением глиняных кувшинов, ковровщиц из Южного Дагестана.

У Конопацкой есть и великолепные портреты выдающихся дагестанок: народной артистки ДАССР Зины Ибрагимовой, народной артистки СССР Барият Мурадовой и народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой. В образе каждой героини художник смогла отметить черты характера, свойственные только ей. Зина Ибрагимова – солистка ансамбля «Лезгинка», изображена в национальном костюме в момент исполнения танца. Барият Мурадова – первая дагестанка, ставшая актрисой и первая получившая высокое звание народной артистки СССР, обладавшая помимо актерского дарования прекрасными музыкальными способностями, тоже изображена в кумыкском национальном платье – кабалае, величественная и взволнованная, стоящая на сцене.

Это время можно по праву назвать «золотым веком» и в творчестве Галины Конопацкой, и в жизни нашей республики. У выставки могло быть несколько названий – «Избранное», «Любимое», но она – автор, у которого любая работа – избранная и любимая. Поэтому и выбрали самое лаконичное –
«Г. П. Конопацкая. К 110-летию со дня рождения и к 100-летию
ДАССР». И мысленно… «Любимое».

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Выставки»