15:00 | 12 декабря, Ср

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Этника в современной жизни

A- A+

Наша встреча с Миланой Махмудовой (на снимке) была отложена в связи с ее командировкой в оздоровительный детский лагерь «Ореховая роща», что близ села Родниковое в Кайтагском районе.

По поручению Председателя Правительства Дагестана в оздоровительных лагерях проходили мастер-классы деятелей культуры, в ходе которых дети узнавали много интересного о музыке, музыкантах, художниках, мастерах сценического искусства, художественных промыслах… Вот и Милане предстояло провести мастер-класс по творчеству среди отдыхающих на каникулах детей в «Ореховой роще» по плану Национального музея им. А. Тахо-Годи – участника этого увлекательно-познавательного проекта.

О том, что она работает в Национальном музее, я не знала. Познакомилась с ней на выставке-­ярмарке прикладных изделий, прошедшей в рамках Международного фестиваля фольклора «Горцы». Тогда мое внимание привлекли красочные женские сумки. По модели они были незамысловатые в виде прямоугольного мешочка с ручкой через плечо, какие носили несколько поколений в прошлом, да и сегодня эта модель в тренде. Но фишка в том, что сумка тканая в технике сумаха с этническим орнаментом. Этот эксклюзив насыщен множеством солярных знаков, обрамлений, замысловатых завитушек, таких загадочно манящих, что глаз не оторвать. Шершавая поверхность сумок так естественна и натуральна, что тактильные ощущения рождают желание касаться ее еще и еще. Оказалось, эти изделия – дело рук молодой миловидной женщины, той самой Миланы.

Ярмарка – не то место, где можно поговорить о творчестве мастера, поэтому я взяла у неё номер телефона, чтобы встретиться в другой обстановке. Но, как было сказано выше, её мастер-класс в «Ореховой роще» несколько отодвинул нашу беседу.

– Меня порадовала та заинтересованность детей, с которой они слушали информацию о народных промыслах Дагестана – обработке дерева, металла, керамике, особенно им понравилось ткачество. Я привезла несколько специальных рамок с натянутыми ровными рядами нитей, которые служили основой будущего изделия, а также шерстяные ковровые нитки, и ребята могли сами соткать ряд-два. А до этого я рассказала о техниках коврового ткачества – ворсовой, сумашной, о ногайских арбабашах. Для детей это было открытием. Они слушали весьма заинтересованно, даже мальчишки, а потом пробовали сделать что-то сами, – рассказывала по приезде Милана. По всему было видно, что встреча с детьми была обоюдоприятной.

А дальше выяснилось, что изготовление сумок – это, если можно так сказать, хобби Миланы Махмудовой. Основная же работа – реставрация старинных ковров в Национальном музее им. А. Тахо-Годи в Махачкале.

Творческая натура девочки проявлялась с детства: хорошо рисовала, однажды отважилась делать ретушь на фотографиях дяди, который занимался фотоделом, участвовала в составлении фотоколлажей. До тринадцати лет Милана с родителями жила в Бухаре, увлекалась цирковой акробатикой, даже выступала. По возвращении в родное село родителей Балхар помогала шлифовать гончарные кувшины – изделия бабушки, потомственной балхарки.

Более двадцати лет назад будущий художник, реставратор, научный сотрудник музея закончила обучение на отделении росписи ткани в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала, где в программу были включены уроки по ткачеству. Их она, по собственному признанию, посещала без особого удовольствия, хотя сотканный ею небольшой молитвенный коврик получил хорошую оценку педагогов. Если бы она тогда знала, что ковры станут делом ее жизни! Но на тот момент главной заботой Миланы было освоение росписи по шелку в технике холодного батика.

Жизнь, а это часто бывает, вносит свои коррективы. Любовь к антиквариату появилась, когда она стала работать в музее. Ковры вдруг раскрылись Милане своей загадочной красотой. Солярные знаки манили таинственностью, особой магией. Технику ткачества она знала по урокам в училище, а вот как достигается мастерство изготовления ворсовых ковров, безворсовых сумахов, паласов, килимов, арбабашей, стала постигать в музее.

Пришло осознание, что искусство ковроткачества в Дагестане – бесценное национальное достояние и составная часть традиционной культуры лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, создавших еще в далеком XVIII веке центры ковро­ткачества. Каждая из этнических групп Дагестана это традиционное искусство веками развивала и совершенствовала, потому она не только бережно относится к реставрации ковров, но и вместе со своими коллегами соблюдает их сохранность, проводя профилактические мероприятия.

А увлечение изготовлением сумок – это пропаганда национального искусства, возможность показать связь времен, сочетая этнику с современностью.

– Есть планы предложить дизайнерам одежды делать костюмы с гобеленовыми вставками тонкой работы, использовать сотканные пояса с дагестанским орнаментом к платьям, яркие необычные аксессуары, расписанные в стиле кайтагской вышивки шелковые платки, шарфы, эдакие элементы архаики, – делится Милана Махмудова.

И она уверена, что это будет иметь спрос. О чем свидетельствуют молодежные выставки в Москве на Днях Балхара и других, в которых участвовала Милана.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»