Купить PDF-версию
17:56 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Лёгкая, тёплая и очень удобная

Нигде в стране народные художественные ремесла не приобрели такого большого значения в духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в Дагестане. Нашу республику справедливо называют заповедником народных ремесел, краем замечательных мастеров. Каждая из многочисленных народностей и этнических групп, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее специфические особенности, яркие черты самобытности. Изделия прошлого и современности – результат большого труда, тонкого чувства красоты и художественного дарования.

Время на всё накладывает свой отпечаток, в том числе и на древние ремесла Дагестана: под влиянием технического прогресса ручное производство «выжило» лишь в местах бытования, как, например, узорчатое вязание горянками из пряжи собственного изготовления. Высоко в горах Дагестана до второй половины XIX века одежду и ­обувь изготавливали из материалов домашнего производства – сукна, овчины, войлока, выделанной толстой и тонкой кожи крупного рогатого скота, что соответствовало хозяйственному укладу – ведению животноводства. Шерсть горцы подвергали последовательной обработке, в результате пряли пряжу, делали нити, естественными красителями окрашивали в разные цвета, ткали сукно, а из пряжи вязали предметы одежды и обувь.

Женщины высокогорного селения Бежта вязали шерстяные… сапоги с острыми загнутыми кверху носками. Природное стремление к красоте подсказывало им рисунки. Узоры были орнаментированы сложным гео­метрическим рисунком. Уникаль­ное ремесло бежтинок ещё в начале XX века восхищенно описывали известные в России этнографы Н. Буш, Е. Шиллинг: «Горцы носят самодельные шерстяные сапоги, очень красивые. Узор пёстрый, очень сложный. Сапоги связаны из окрашенной в разные цвета шерсти. О сложности узора говорит уже то, чтобы связать пару таких сапог, требуется месяц. В этих сапогах бежтинцы (мужчины и женщины) ходят лето и зиму. Очевидно, они очень прочны, если в них ходят по камням и скалам». По форме и орнаменту сапог дагестанцы безошибочно определяли национальную принадлежность их носителей, так как эти ручные изделия не имели аналогов.

Сапоги были повседневной обувью с непромокаемой толстой подошвой и по качеству, сложности вязания, узору были уникальной обувью. Изготавливали её практически все бежтинки.

Готовую обувь из шерсти стирали в реке в солнечный день, быстро споласкивали её и сразу надевали на колодку сушиться. В процессе вязания использовали семь разных по качеству нитей: самые толстые шли на подошву, самые тонкие – на носок. «Носок вязать сложнее, не все умели его делать. В селе было несколько женщин, у которых получалось лучше всех. Им носили вязать носок сапог», – поясняет Наизат Курбаналиева.

Коренная бежтинка, преподаватель школы искусств села, она ведёт большую работу по сохранению и возрождению прикладного искусства своего народа, обучает девочек основам ковроткачества и узорного вязания. Предки Наизат Магомедовны по женской линии с древних времён занимались изготовлением национальной одежды. Дед и отец были искусными резчиками по дереву, делали различные вещицы из кожи. Тяга к прекрасному заложена в ней генетически. И неудивительно, что она после окончания 8 класса Бежтинской школы поступила в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. И теперь по праву учит детей, молодых девушек узорному вязанию – уникальному мастерству бежтинок, берущему начало из глубины веков.

На выставке-ярмарке «Дагестанский базар» в Махачкале Н. Курбаналиева с ученицами представляла изделия бежтинок: вязаные декоративные пояса, куклы-сувениры в национальной одежде и, конечно же, мужскую, женскую и детскую обувь из ниток собственного изготовления, обувь лёгкую, тёплую и очень удобную для любой ноги.

Искусство узорного вязания бежтинцев находится под угрозой исчезновения. Вязаные сапоги берегут как редкую реликвию, иногда бежтинки надевают их на свадьбу

Хотя мужские и женские вязаные сапожки повседневные и праздничные одинаковые по форме, но различались высотой голенища, орнаментом, красочностью. Женские чуть повыше мужских, более нарядные, со сложным узором – звездой, луной, лепестком ромашки… Бежтинки строго относились к технике узора. Патимат Абакарова, директор детской школы искусств, вспоминает, как её свекровь, заметив ошибку в орнаменте, распустила почти связанные сапоги для сына. «Если даже он их носить не будет, но ошибку мою люди заметят. Нет, так оставлять нельзя», – сказала она.

Наизат Курбаналиева пользуется любым случаем, чтобы провести мастер-класс. Делает его открытым с привлечением юных мастериц, всячески мотивирует молодых на изучение традиционного ремесла, которое удивляет и радует глаз своей практичной продуманностью и красотой.

Современные технологии и экономические процессы сказались на традициях и культуре горцев. Доступные фабричные товары вытесняют из жизни традиционную одежду и обувь. В этих условиях Наизат Курбаналиева, ратуя за сохранение древнего ремесла своего народа, собрала, систематизировала, зафиксировала и подготовила издание по истории, технологии вязания и художественным особенностям культурного наследия бежтинок, живущих в селении у Главного Кавказского хребта. При поддержке местной администрации издан буклет «Бежтинская обувь «гъакIаь», рекомендованный в качестве методического пособия для образовательных учреждений с изучением народных художественных промыслов.

Искусство узорного вязания бежтинцев находится под угрозой исчезновения. Вязаные сапоги берегут как редкую реликвию, иногда бежтинки надевают их на свадьбу для полноты национального костюма к традиционному платью и головному убору этой немногочисленной народности высокогорья. А увидеть истинную роскошь – бежтинские вязаные сапожки – можно на участниках фольклорного ансамбля «Бежта». Но у Наизат Магомедовны есть мечта, что её ученики не позволят кануть в Лету уникальному культурному наследию Дагестана, каким является обувь, рожденная ремесленниками прошлых веков.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

47
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

40
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

39
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

75
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

96
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...