Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:55 | 19 августа, Пт

Махачкала

Weather Icon

Патриотизм в материнском языке

A- A+

Недавно прошёл Международный день родного языка. Для нашей республики это особенно значимо. Дагестан издавна называют «Страной гор и горой языков». На планете вряд ли найдется еще такой уголок земли общей площадью 50,3 тысячи квадратных километров, где функционирует столь большое количество языков, диалектов, говоров и наречий.

По генеалогической классификации они делятся на несколько групп и подгрупп, среди которых особое место занимают: аваро-андо-цезская; лезгинско-табасаранская; лакско-даргинская группа языков с многочисленными формами их существования. Все они входят в иберийско-кавказскую семью языков. Кроме того, здесь представлено еще три тюркских языка (азербайджанский, кумыкский, ногайский), два индоевропейских языка (русский, татский) и один из нахских языков (чеченский). На двенадцати из этих языков ведется обучение в школе.

Такое многоязычие всегда и во все времена служило интересам народностей, проживающих в Республике Дагестан. Они различались родом занятий, спецификой культуры и своеобразными вековыми обычаями и традициями. Этими и многими другими обстоятельствами объясняется включение в школьные учебные планы дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана», причем именно на родном языке.

Родной язык для дагестанцев был и остается основой основ для изучения всех других дисциплин, в том числе русского и иностранных языков. Родной язык способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувств «малой родины» и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований и т. д. Независимо от многоязычия, культуры, традиций и обычаев народностей Дагестана их всех объединяет преданность и любовь к своему краю и Отечеству в целом.

Если рассмотреть историю Дагестана с древних времен, нетрудно убедиться и в том, что кто только не претендовал на Дагестан: гунны в IV веке, иранцы в V–VI века, хазары в VII веке, монголы в VIII веке и т. д. История Дагестана написана, как говорится, не пером, а кровью. Сама история научила дагестанцев быть патриотами своей родины, любить ее душой и сердцем. Эти чувства передаются из поколения в поколение.

Система патриотического воспитания призвана обеспечивать формирование у граждан, в том числе и у учащихся как старших, так и младших классов активной позиции, способствующей вовлечению их в решение общегосударственных задач, чтобы они мыслили по-государственному, привыкали действовать в соответствии с интересами Дагестана и России в целом. Патриотическое воспитание должно присутствовать в процессе преподавания всех дисциплин, но особое место у него в родном языке. Здесь оно ближе к восприятию детей. Это объясняется мыслительным процессом учащихся дагестанской национальной школы, который в любом случае происходит на своем родном языке. Несколько проще и легче преподнести эту проблему с позиций гражданского долга и с сопричастностью каждого из них к судьбе своей Родины, необходимостью слияния личных интересов с общественными.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность не только органов государственной власти и общественных организаций, но и всего учебно-воспитательного процесса как в школе, так и в вузе. Оно так или иначе готовит обучающихся к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На наш взгляд, в Дагестане значительно больше и шире представлен материал для патриотического воспитания обучающихся на уроках родного языка, чем в других регионах. Это объясняется многими факторами, основными из которых являются: сама история республики; количество Героев Советского Союза и России (их более 120) из числа представителей различных народностей; ознакомление с жизнью и деятельностью этих героев именно на уроках родного языка и родной литературы; культура и традиции народов Дагестана (общие и специфические), аналогов которым нет на Северном Кавказе; учебные планы всех трех типов школ (школ с родным языком обучения, где русский язык ведется как предмет; школ с русским языком обучения, где родной язык ведется как предмет; школы со смешанным национальным составом, где родной язык изучается по желанию детей и родителей), в которых родному языку отводится должное место.

В современных условиях межгосударственных конфронтаций, борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание учащихся на уроках родного языка усиливается. Дети улавливают настроение своих соплеменников, односельчан, им становятся известны имена «героев», покинувших свою родную республику и ставших на путь экстремизма. В Дагестане, где зачастую проявляется и распространяется молодежный экстремизм, особенно важна роль образования и воспитания в решении самых различных и жизненно важных проблем регионального и национального характера, в том числе и современного экстремизма. Как в настоящем, так и в будущем многое будет зависеть от патриотического воспитания учащихся на уроках родного языка. Они должны знать и об истоках молодежного экстремизма, и о причинах его появления в республике, в числе которых и безработица молодежи, и возникновение различного рода радикальных религиозных течений и т. д.

Безусловно, самой главной причиной бедствия сегодняшнего общественно-политического строя и внутреннего положения страны была и остается резкая поляризация общества, которая породила и его деградацию.

Если подумать хорошо, участие молодежи из республик Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, в событиях Ближнего Востока во многом зависело от ее неопределенности, незанятости, безделья. Слишком много стало безработных с высшим образованием.

Если мы хотим растить интеллектуально, морально-этически и физически подготовленные поколения, то в современной школе наиболее актуальными должны оставаться задачи гражданского и патрио­тического воспитания молодых граждан России. Мнение о том, что если объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, то дети сразу станут хорошими – несостоятельно. Сейчас эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален. Учитель всегда находился и должен находиться в поисках новых форм и методов воспитания. Он обязан прежде всего помнить и о том, что родной язык учащегося – это учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: познание мира, осмысление общечеловеческих ценностей, освоение основ всех других дисциплин лучше всего происходит именно на материнском языке. В этой связи считаем необходимым на всех этапах обучения всем структурам образования проявлять к родному языку внимание не только в Международный день родного языка, а при ежедневном воспитании и формировании морально-этического облика молодого поколения.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Образование»