Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:55 | 27 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Люди работали, приближая победу

К 80-летию начала битвы за Северный Кавказ

Победители
A- A+

В своем раннем детстве я не раз слышал в беседах взрослых о грандиозном строительстве в первые годы Великой Отечественной войны железнодорожной ветки Астрахань – Кизляр. По рассказам моих земляков, в те годы немало людей из нашего и из других сел и районов республики принимало участие в этой стройке.

Помню, отец мой говорил, что на строительство железнодорожной ветки каждый колхоз нашего Ногайского (в те времена Караногайского) района направлял по несколько подвод с колхозниками. Они трудились на стройке несколько месяцев, потом их сменяли другие. Сохранились документы, публикации в газетах времен войны, воспоминания живых участников и свидетелей о том, как, преодолевая трудности, строилась железная дорога.

Что же послужило поводом для начала её строительства?

Ногайский историк Арслан Уйсенбаев пишет, что немцы, не встречая серьёзного сопротивления, в августе 1942 года захватили тогда еще Ачикулакский, Каясулинский и Караногайский районы Кизлярского округа Орджоникидзевского края. Потеря значительной территории Европейской части СССР и опасения, что фашистам удастся перерезать единственную железную дорогу через Ростов-на-Дону, что в конечном итоге и случилось, привели к тому, что руководство страны приняло решение о строительстве железной дороги Астрахань – Кизляр.

В соответствии с приказом Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) к строительству дороги приступили 15 сентября 1941 г. Она должна была пройти по территориям Ставрополья, Калмыкии, Астраханского округа. Во исполнение этого приказа 2 октября 1941 года Ставропольский крайком ВКП(б) и крайисполком издали постановление, по которому Наурский, Моздокский, Советский, Степновский, Солдато-Александровский, Воронцово-Александровский, Архангельский, Буденовский, Левокумский, Арзгирский, Бурлацкий, Курской районы Кизлярского округа обязывались направить на строительство не позднее 10 октября в порядке трудовой и гужевой повинности 1800 пароконных подвод с двумя колхозниками на каждую подводу, а также выделить лопаты, ломы и кирки. Мобилизованные колхозники обеспечивались на стройке за счет колхозов бытовым инвентарем, кухонным и столовым оборудованием, постельными принадлежностями. Питание осуществлялось за наличный расчет при сдельной оплате труда по существовавшим на тот период расценкам. Для обеспечения деятельности Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР выделил для мобилизованных лошадей 1200 тонн концентрированного фуража и 1800 тонн сена, 300 000 шт. кирпича, 150 тонн извести, тысячу кубометров леса круглого и т. д.

На сооружении магистрали в очень сложных климатических, геологических и социально-бытовых условиях трудилось более 20 тысяч строителей 30 нацио­нальностей. Из-за нехватки техники и механизмов почти все работы велись вручную. Повышение производительности труда достигалось удлинением рабочего времени, жёсткой дисциплиной и суровыми мерами за ее нарушение, сдельно-премиальной оплатой.

Уже к началу марта 1942 г. на территории Ставрополья было уложено 70 километров главного пути и начато движение поездов до станции Кочубей. Этот успех был достигнут благодаря напряженным усилиям тысяч строителей.

Летом 1942 года работы проходили под беспрерывными бомбёжками немецкой авиации. Особенно тяжелыми для строителей были дни июля – августа 1942 г. Фронт проходил параллельно строящейся железнодорожной линии на расстоянии нескольких десятков километров (здесь речь идет о территории Караногайского района).

В результате упорного труда коллектива строителей, помощников из населения 2 августа 1942 г. в установленный правительством СССР срок укладка путей от Астрахани до Кизляра была завершена и открыто сквозное движение. Это была большая трудовая победа.

В ходе Сталинградской битвы и обороны Кавказа транспортники по новой магистрали обеспечивали бесперебойную доставку военных эшелонов к линии фронта.

В период, когда севернее и южнее Сталинграда железнодорожные коммуникации приходилось уничтожать, левобережный подход с востока к центру военных событий приобрёл важное значение.

Таким образом, строительство железнодорожной ветки из Астрахани в Кизляр длилось с 15 августа 1941 года по 2 августа 1942 года. Оно было завершено в кратчайшие сроки благодаря массовому энтузиазму, трудовому подвигу наших отцов и матерей, людей старшего поколения. В дни 80-летия начала героической битвы за Северный Кавказ – за наш родной край – мы вспоминаем и преклоняем свои головы и перед подвигом строителей этой важной по тем временам железнодорожной линии.

Строительство этого пути приблизило страну, наш народ к нашей долгожданной Победе в мае 1945 года.

При подготовке использованы материалы А. Забелина (г. Ставрополь) А. Уйсенбаева (с. Тукуй-Мектеб Ставропольского края), статьи «Ногайская степь в годы Великой Отечественной войны».
(Публикуется в сокращении)

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Победители»