Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 19 августа, Пт

Махачкала

Weather Icon

Награда за участие в спецоперации

Победители
A- A+

Селение Тамазатюбе в Бабаюртовском районе Дагестана ничем не примечательно, таких много на необъятных просторах России. Оно часть жизни многих. Одним словом – малая Родина.

Уроженец селения Тамазатюбе Шарабутдин Исмаилович Саидов (на снимке) после получения среднего образования с 1938 года по май 1941 года работал заведующим агентством связи в родном селе, заместителем начальника районной конторы связи, секретарём сельисполкома, начальником отделения связи совхоза в Бабаюртовском районе республики. Но все эти годы у него была одна мечта – стать лётчиком.

И вот в мае 1941 года мечта Шарабутдина начинает сбываться: он зачисляется курсантом Армавирского военно-авиационного училища лётчиков-истребителей и, успешно окончив его, воевал в составе авиачастей на Карельском фронте, был участником наступательной Петсамо-Киркенесской операции советских войск против немецкой группировки на севере Норвегии с октября по ноябрь 1944 года.

Берег Баренцева моря – высокий и каменистый, местами до 500 метров. Прибрежная полоса представляла собой сплошные массивы гранитных скал. Вне редких дорог движение автотранспорта, артиллерии и танков было почти невозможно, поэтому важная роль отводилась именно авиации, в частности 197-му истребительному авиационному полку, в котором и служил Шарабутдин Саидов.

Во фронтовой жизни лётчика из Дагестана было ещё одно событие, о котором много лет не мог рассказать даже очень близким друзьям: 22 ноября 1943 года из Москвы в условиях глубокой тайны отбыл специальный литерный поезд по маршруту Москва – Сталинград – Баку. Поезд состоял из трёх паровозов и бронированных вагонов, в которых находились Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов. Вместе с ними в дорогу отправился и народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия, а также ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба. Очень представительная делегация ехала на Международную конференцию в Тегеран с участием Рузвельта и Черчилля.

Поезд Сталина продвигался с трудом, в пути возникали большие задержки, поездная бригада еле-еле укладывалась в график. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов…». Плюс к этому в пунктах остановок поезда отсутствовала закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой по причине обрыва проводов от гололёда. Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой из Сталинграда, Армавира и МинВод. Берия был взбешён, он потребовал расследовать причины отсутствия ВЧ-связи и наказать виновных. С воздуха поезд прикрывала эскадрилья истребителей. В составе шестёрок-восьмёрок истребителей специальное задание выполнял лётчик Шарабутдин Саидов.

Из воспоминаний сотрудника госбезопасности Александра Яшина:

«Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолёте, что, на мой взгляд, было очень опасно: я бы разделил делегацию на два самолёта. За штурвалом первого самолёта был командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов, а второй пилотировал личный пилот Сталина полковник Валентин Грачёв. Когда руководители СССР подходили к первому самолёту, у него «чихнул» мотор. Сталин развернулся и все пошли во второй самолёт – к Грачёву. По возвращении Сталин дал указание представить к награждению всех участников, обеспечивавших работу конференции, а также лётчиков-истребителей, сопровождавших самолёты туда и обратно.

Список награждённых «за выполнение специального задания правительства» был опубликован в газете «Ведомости Верховного Совета СССР» в декабре 1943 года. Там были представители (80 человек) наземного и лётного персонала гражданского воздушного флота, военно-воздушных сил, однако рядовые лётчики-истребители, в том числе и Шарабутдин Саидов, в список не попали. И только по прошествии многих лет заслуженная награда всё же нашла своего героя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1954 года Саидов Ш. И. был награждён орденом Красной Звезды.

Сразу после Великой Отечественной войны по март 1954 года Шарабутдин Саидов в составе лётных экипажей находился в специальных служебных командировках: в Германской Демократической Республике, в Польской и Чехословацкой Народных Республиках, в Китайской Народной Республике. В январе 1956 года он был комиссован из армии по медицинским показаниям. Но и в условиях мирного времени Шарабутдин Исмаилович продолжал активную работу на благо своей Родины. На заседании бюро Бабаюртовского райкома КПСС 26 марта 1956 он был утверждён заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Бабаюртовского райкома КПСС, затем был заведующим отделом. По рекомендации Дагестанского обкома КПСС он был направлен на работу в Управление Государственного страхования по Дагестанской АССР на должность начальника отдела кадров, где и проработал долгие годы.

В 1945 году на жизненном пути дагестанца встретилась девушка по имени Вера, которая стала его женой и с которой он прожил до конца своих дней. В 1947 году у них родился сын Эдуард, который пошёл по стопам отца и тоже стал военным лётчиком, а в 1953 году родилась дочь Елена, которая и поныне живёт и здравствует в городе Махачкале. Шарабутдин Исмаилович Саидов умер в марте 1988 года и похоронен в городе Чехов Московской области.

Ш. И. Саидов был награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–ц1945 гг.», орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, другими наградами за работу в мирное время.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Победители»