Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:00 | 30 сентября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Укрепляется вертикаль власти

A- A+

Эксперты Общественной палаты РД опасаются, что принятие законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» может привести к обострению некоторых актуальных для Дагестана проблем, например, земельных. Они предложили доработать его нормами, отражающими местную специфику.

Обсуждение законопроекта прошло на заседании Совета ОП РД в понедельник, 17 января, и вызвало бурную дискуссию.

Законопроектом не предусматриваются такие понятия, как городское и сельское поселение, и устанавливается одноуровневая организация органов местного самоуправления. Также предлагается наделить глав регионов правом единолично отбирать кандидатов в главы муниципальных округов и самостоятельно отрешать их от должности.

«Почему появился такой законопроект? Он направлен на укрепление управленческой вертикали на региональном уровне. В настоящее время согласно действующему закону об организации деятельности органов местного самоуправления на одной территории существуют два органа муниципальной власти, которые не имеют вертикали подчинённости. Закон направлен на устранение этого перекоса. Необходимость этого никто не отрицает. В то же время нужно учесть ряд сопутствующих моментов. За прошедшее время сформировалась команда работников. Что с ними делать? Эти и другие вопросы мы обсудим на сегодняшнем заседании», – сказал председатель ОП РД Абдулмуъмин Ибрагимов.

Более подробно о предлагаемом законопроекте говорил заместитель председателя ОП РД Буниямин Магомедов. По его словам, основная задача и цель, которую декларируют его авторы, – усовершенствование муниципальных органов управления, чтобы они были дееспособными, эффективными и могли решать все вопросы, которые волнуют людей.

Кроме того, законопроект усиливает ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Так, одним из оснований для отставки главы муниципального образования может служить систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Руководитель субъекта Федерации получит право налагать на главу муниципалитета разные виды наказания – взыскание, выговор и в том числе отрешение от должности.

«Инициаторы законопроекта считают, что когда 90 % средств выделяется из бюджета субъекта Федерации, наверное, руководство субъекта должно как-то влиять на кадровую ситуацию в конкретных муниципалитетах», – отметил Б. Магомедов.

В законопроекте указывается, что особая позиция по нему может быть у некоторых регионов – северных, сибирских и дальневосточных, с учетом больших расстояний между населенными пунктами.

Б. Магомедов напомнил, что законопроект синхронно представлен в субъекты РФ для публичного обсуждения. Его планируется рассмотреть в первом чтении на заседании Госдумы 26 января. К этому времени нужно завершить его обсуждение на местном уровне, представить свои предложения. В случае принятия закона его основные положения вступят в силу с 1 января 2023 года. Всего же переходный период продлится до 1 января 2028 года.

По его мнению, нашему экспертному сообществу нужно очень тщательно подойти к обсуждению законопроекта, поскольку у нас республика со своим достаточно сложным укладом.

«Достаточно остро стоит вопрос землеотведения. Лично у меня в связи с этим возникают опасения. Так, в случае отсутствия привязки территорий не потеряют ли жители на местах земли, которые перешли к ним от предков? Одноуровневая система организации органов местного самоуправления имеет свои преимущества и узкие места. Главное в этой истории, чтобы население не осталось без внимания», – считает Б. Магомедов.

По мнению врио министра юстиции РД Сергея Караченцева, основное отличие действующей системы местного самоуправления от той, которую предлагают авторы законопроекта, состоит в отказе от полной самостоятельности муниципальных поселений. «В настоящее время глава муниципального поселения является полностью самостоятельным и может игнорировать вопросы, которые были приняты на уровне района. Для него это не более чем рекомендация. Реализация единой программы на муниципальном уровне затрудняется тем, что разные поселения имеют разную точку зрения. Формирование одноуровневой системы местного самоуправления приведет к централизации власти», – считает С. Караченцев.

При этом, по его словам, важно понимать, что сами органы местного само­управления на уровне всех поселений не исчезают и сохраняются в виде территориальных органов администраций.

«Причем значение этих территориальных органов существенно повышается, потому что руководитель органа по должности будет являться членом администрации муниципального округа», – отметил С. Караченцев.

Что касается сокращений, то они будут, но не столь массовые. «Сегодня штат в большинстве поселений минимальный. В нём работают не более трех человек – глава, главный бухгалтер и секретарь», – отметил он.

Куда большее опасение вызывают вопросы землеотведения.

«Сегодня есть границы поселения, в рамках которых жители считают земли своими. Сейчас эти земли отойдут в распоряжение района. Глава района может этими землями распоряжаться сам, и не исключено, что не в интересах местных жителей. Но законопроект представляет нам всем возможность сформировать механизмы сдержек, которые исключат такую возможность. Кроме того, не стоит забывать, что если деятельность главы будет вызывать регулярно недовольство местных жителей, это может послужить основанием для дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения», – подчеркнул врио министра.

По его словам, принятие проекта в первом чтении, которое намечено на 26 января 2022 года, предполагает уже сейчас внесение изменений в сотни республиканских законов. В связи с этим большая ответственность ложится на законодательные органы субъектов РФ. Народному Собранию РД будет необходимо очень вдумчиво и взвешенно подойти к разработке своих республиканских законов. Учитывая, что сроки будут весьма сжатые, нужно будет в ускоренном темпе запустить этот процесс.

Общественный деятель, специалист по вопросам местного самоуправления Абсалитдин Мурзаев обратил внимание еще на одну проблему: «При обсуждении законопроекта я не слышал, чтобы говорили о депутатском корпусе, который является представителем интересов жителей местных поселений. Как быть с ними?».

Кроме того, в вопросе упразднения местных поселений нельзя действовать унифицированно. «У нас есть населенные пункты, где число жителей наберется на полноценный район. К примеру, в Нижнем Казанище проживают 18 тысяч человек. Вызывает сомнение, что глава района сможет эффективно управлять всеми населенными пунктами. Я думаю, что закон с учетом мнения общественности будет корректироваться. Как мы слышали, полное принятие закона планируется в 2028 году. Поэтому нам не надо спешить, а нужно тщательно продумать все положения», – считает общественник.

С ним согласился член ОП РФ Айгун Магомедов. По его словам, специфика Дагестана требует особого подхода к этому вопросу.

«В нашей республике около 750 городских и сельских поселений. Глава района не сможет физически бывать там, знакомиться с ситуацией на местах, особенно в горных территориях. Говорилось, что руководитель территориального органа будет представлен в администрации муниципального образования. Но не сказали, что он будет это делать на общественных началах и не будет заинтересован в полноценной защите интересов местных жителей. Поэтому предлагаю повременить с повсеместной практикой применения закона. Предлагаемую модель можно попробовать в 5-6 муниципальных образованиях, сравнить с ныне действующей и затем сделать выводы».

Участники дискуссии согласились в том, что к обсуждению законопроекта нужно подключить широкие слои экспертного сообщества, чтобы сформировать консолидированное мнение, которое бы прежде всего учитывало интересы жителей республики.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»